Севастопольские фасады как страшный сон хорошего дизайнера

В обилии рекламных щитов и огромных вывесок заведений улицы Севастополя все чаще становятся похожи на страницу издания «Курьер». «Примечания» проинспектировали лоскутное одеяло фасадов центра города совместно с севастопольским дизайнером Евгением Брянцевым.
Андрей Лучников
14.07.2015

Жителям Севастополя Евгений и его компания известны как разработчики дизайна остановок городского транспорта (с длинной скамейкой, освещением, вайфаем, навигацией и зарядкой для смартфонов). Таких остановок в городе будет 39 штук, сейчас готов павильон на площади Ушакова. К слову, установка ведется компанией Streetmedia на собственные средства без каких-либо дотаций со стороны городских властей.

Вернемся к фасадам и вывескам. В качестве примера для подражания можно взять дизайн-код центра Москвы, разработанный студией Артемия Лебедева. По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры в студии разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций для 11 центральных улиц города, составлено соответствующее руководство.

Работа не прошла впустую — благодаря стараниям мэра Москвы Сергея Собянина центр города преображается на глазах. Четкие правила регламентируют размеры рекламных баннеров, правила их размещения, а также внешний вид магазинных вывесок и других образчиков наружной рекламы.

На самом деле правила не такие уж сложные. Согласно тому же московскому дизайн-коду следует избегать нарушения архитектурных особенностей фасада, огромных неуместных декоративных панелей, стараться делать вывески объемными и располагать их на некотором отдалении от стены — буквы должны как бы парить.

А что же Севастополь? Прекрасный город с особой историей, особыми зданиями и архитектурой… Тут, как говорится, мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино, но в итоге гонимся за деньгами и вешаем гигантские яркие вывески, перекрывающие иногда огромный кусок здания. Не до архитектуры и красоты, когда надо клиента завлечь.

Стоит напомнить, что осенью 2014 года вышло постановление Правительства Севастополя, в соответствии с которым размещать рекламные и информационные конструкции возможно, только следуя определенным правилам. В документе указано, что площадь инфоконструкций (к которым относятся и рекламные вывески над магазинами), не должна быть больше двух квадратных метров. Все, что больше, приравнивается к наружной рекламе. Интересный момент: конструкции не должны портить архитектурно-художественный облик города и соответствовать общей концепции здания. Смотрим:

«Здесь мало того, что вывески просто огромные с подложкой, которая вообще никак не вписывается в общую концепцию здания, так они еще и висят на разной высоте», — делится впечатлениями Евгений.

По словам дизайнера, моветоном также считается заклеивание рекламой окон. Прозрачные стеклянные проемы создают ощущение объема, воздушности. Обклеенные окна, в свою очередь, говорят о том, что в здании идет ремонт. 

Глядя на «Генбанк» Евгений просто тяжело вздыхает. Закупоренные окна, огромные вывески и щиты, висящие между колоннами, как «затычки». Кстати, по тому же Постановлению, никаких вывесок на колоннах быть не должно. Это касается и табло с обменом валют. 

«Еще одним примером "правильного" дизайна являются как бы утопленные в стене рекламные банеры. Для этого архитекторы предусматривают на зданиях специальные выемки. Хороший пример — музей имени Крошицкого, — сообщает дизайнер. — Вообще у любой рекламы должно быть четкое место в городской среде: у плакатов — на рекламных тумбах, у постеров — на бигбордах и щитах, у киноплакатов и рекламы — в современных ситилайтах».

Еще один пример для подражания — кафе «1820» на улице Лазарева. Нависшие виноградные лозы, ненавязчивая элегантная вывеска и минималистичный кронштейн.

Опять-таки в кафе большие прозрачные окна, не отягощенные рекламными наклейками — и, по-моему, это единственный объект в районе остановки Лазарева, который как-то это место украшает.

Часто хозяева заведений, создавая облик своих предприятий, не учитывают не только общую концепцию зданий, но и потребности населения. Так, согласно мировой практике, вход в кафе, магазины и так далее должен начинаться от пола, то есть не должно быть лестниц. Например, мамам с колясками, пожилым людям, горожанам, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом тяжело подниматься по ступенькам. Проектируя внешний вид заведений, редко кто об этом задумывается. Подобный казус можно исправить во время ремонта. Жаль, что сделают это единицы.

Как вариант борьбы с «рекламщиками» дизайнер предлагает ужесточить контроль органов власти за подобными предпринимателями. «Если бы разместить что-либо на городских стенах можно было только лишь с разрешения Правительства города — такую ситуацию мы бы не наблюдали. Захотел развернуть огромный транспарант с надписью «Аренда квартир недорого» — пиши обращение в соответствующие органы. Думаешь поставить над магазином вывеску? Спрашивай разрешения властей», — обозначил Евгений. Еще один вариант — использовать для вывесок не пластик, а металл. «Гигантскую вывеску из него не сделаешь, это тяжело технологически. Сам по себе металл и дерево обязывают к аккуратной работе. А пластик, баннерная ткань и самоклеющаяся пленка развязывают руки любому дилетанту с компьютером делать уродские большие щиты и конструкции», — пояснил эксперт. — За подобную несанкционированную расклейку объявлений и порчу фасадов властям необходимо ввести очень большие штрафы. Кроме того, не лишним будет создать сайт с описанием требований и правил для дизайна города и жестко регулировать использование рекламных носителей — это принесет бюджету деньги и уберет мусор с фасадов».

Напоследок, представляем вашему вниманию несколько образчиков откровенно плохой севастопольской рекламы.

Для баланса стоит отметить действительно хорошую ненавязчивую рекламу, не портящую внешний вид города: