«По сравнению с другими городами России и Украины экологическая ситуация в нашем городе не критична. Но нельзя сказать, что полностью благополучна. Основные проблемы Севастополя — это мусор, загрязнение атмосферного воздуха, морской и питьевой воды.
В августе на городских пляжах лучше не купаться. Туристам не всегда об этом говорят, но практически в каждой семье в этот период бывают случаи отравления. Это связано с сбросами неочищенной канализации и, особенно, с тем, что люди используют пляжи в качестве туалета. В теплой воде вирус быстро размножается, и к концу сезона содержание кишечной палочки и других ротавирусов превышает норму.
С питьевой водой тоже не все гладко. В русло реки Черная впадают другие реки — например, Байдарка. Она течет в Байдарской долине, где очистные сооружения давно не работают. Вода стекает в села и попадает в Чернореченское водохранилище. Проблема напрямую связана с мусором. Люди не понимают: все, что сброшено выше по течению, опускается вниз. Эту воду мы будем пить, в ней будут купаться наши дети.
Свалки — вообще ключевая проблема Севастополя. Мусора становится все больше, это заметно невооруженным глазом», — рассказывает Екатерина Каширина.
«Загрязнение воздуха не заметно взору, но остро ощущается обонянием. Промышленных выбросов в атмосферу не так много — за них в ответе городской транспорт. Благодаря климату и рельефу, ветер уносит вредные пары, но есть места, где они застаиваются. Например, в районе вокзалов и промзон. Стоит избегать территории бывших котельных: там вредные вещества сохраняются в почве на протяжении 50 лет. Возле них лучше вообще не гулять с ребенком.
Другая проблема — уничтожение растений, занесенных в Красную книгу. Нередко встретишь такую картину: люди приезжают в заповедную зону и грузят в багажник чабрец, татар-чай и другие лекарственные травы в промышленных масштабах. Многие не знают, что это законодательно запрещено. Можжевельник, например, очень плохо восстанавливается, и пока не придумали способа сделать это искусственно, поэтому он находится под угрозой.
Разрушаются заповедные зоны. В Севастополе нет понятия буферных зон, когда между заповедником и территорией под строительство отводится по меньшей мере 100 метров. Если строить прямо на границе с природоохранной зоной, как на мысе Фиолент, территория разрушается и приходит в упадок», — сетует эколог.
«Во всем мире сейчас существует мода на "эко-био-грин". Люди стали задумываться о своем здоровье, стараются покупать для строительства натуральные материалы и экономить ресурсы. Но в Севастополе до сих пор немногие понимают, что это может приносить выгоду. То, что экологично — ресурсосберегаемо. Мы бережем ресурсы и тем самым сохраняем природу. В нашем городе пока плохо развито экосознание — в больших городах с этим гораздо лучше. Зато у нас в моде "эко-пиар": когда политик хочет поднять популярность, он идет на субботник. На мой взгляд, субботники не очень эффективны: это разовые мероприятия, а борьбу со свалками можно решить только постоянной работой с людьми», — уверена Екатерина.
Иная точка зрения у представителей общественных организаций. По их мнению, необходимость комплексного решения не отменяет пользу частной инициативы.
«Да, зачастую убранная территория уже через несколько недель снова становилась грязной.
Да, тот мусор, который убирают в рамках субботников — капля в море. Но если мы можем хотя бы на неделю сделать кусочек Севастополя чище, то почему бы и нет? Убирая мусор своими руками, мы акцентируем внимание на проблеме, проводим воспитательный процесс и просто показываем, что любим свой город не только словом, но и делом. Проведя 33 субботника, мы не можем назвать огромное количество времени и сил, отданное активистами проекта, бесполезными. Человек, хоть раз посетивший субботник, знает цену чистоте и вряд ли позволит появиться очередной свалке в Севастополе», — считает координатор проекта «Sevsvalki.net» Илья Киселев.
«В Севастополе существует тенденция экостроительства: любой проект по законодательству должен пройти экспертизу экологов в Севприроднадзоре. Но называть этот подход комплексным — преждевременно. Когда в городе начнут массово строить солнечные батареи, введут практику раздельного сбора мусора и откажутся от агрессивных моющих средств, чтобы вторично использовать воду — это будет по-настоящему "эко".
Сегодня твердые бытовые отходы не перерабатываются: их оставляют на полигоне ТБО или отвозят на материк. Есть два пути решения: собирать мусор раздельно и построить завод, который бы вторично перерабатывал все полезное, что есть на дне мусорной корзины или полностью сжигал все отходы. Это дискуссионный вопрос, тем более что население пока не готово к раздельному сбору мусора.
Минимизировать влияние автомобильных выхлопов можно грамотной стратегией градостроительства. Нужно создать объездные, чтобы уменьшить поток машин в центре города. Нужны зеленые насаждения вдоль дорог: некоторые растения собирают часть пыли и выхлопных газов на себя, на них оседают загрязняющие вещества. Очень важно использовать более качественный бензин.
Для этого нужна политическая воля. Власть должна определить правила игры и собрать за круглым столом ученых, практиков и общественность, чтобы коллективно выдвинуть пути решения. Нужно воспитывать молодежь и создавать общественный контроль. Пока в Севастополе нет единого эко-движения. Все общественные организации держатся на людях, а их единицы. Когда они уходят, движение рушится. Но в целом с активистами в Севастополе все в порядке. Нужно только направить их в нужное русло — тогда появится осязаемый результат»,— подчеркнула Екатерина Каширина.