Еще недавно уличное искусство в Севастополе находилось в тени, ограничиваясь граффити на стенах жилых домов, а тематика рисунков редко затрагивала экологию, рекламу и другие городские проблемы. Подобно знаменитому англичанину Бэнкси, Tet Ninety-One расширил сферу влияния стрит-арта.
Одной из главных проблем Севастополя анонимный художник считает засилье рекламы.
«Информационный мусор рекламы сегодня стоит на одной ступени со звуковым и химическим загрязнением. Она пагубно воздействует на все сферы жизни человека, его физическое и психическое здоровье, личные качества. Проходя по центральным улицам нашего города, ощущаешь себя на рынке. Разница только в архитектурной базилике, потерявшей целостность в результате действий предпринимателей. Они, не скромничая, захламили Севастополь низкокачественной рекламой. Возникает вопрос: каков он, облик города-героя?, — говорит Tet Ninety-One.
Другие «болевые точки» Севастополя, по мнению автора уличных инсталляций, — автомобили и мусор. Но корень проблем — это все-таки человек. Поэтому цель художественного жеста — не просто привлечь внимание к городским недугам, а обратиться к самому сердцу зрителей.
«Нужно чаще давать импульс для размышлений, который со временем перейдет в действия. Многие существующие проблемы касаются не одного отдельно взятого субъекта — эти вопросы всеобщие и требуют внимания каждого человека. Нужно прийти к осознанию, что мы — единая семья и находимся в одном «улье».
Свои мысли о «городских вирусах» Tet Ninety-One иллюстрирует всеми подручными средствами. Идеи рождаются повсюду, а материалы для инсталляций можно обнаружить даже в аптечке или на дне мусорной корзины, уверяет художник.
Так родился один из наиболее знаменитых проектов местного активиста — арт-терапия зеленкой. Город для Tet Ninety-One — живой организм, состоящий из людей, словно тело из клеток. Отсюда идея нанести знаменитый антисептик на «раны» и «ссадины» города — поврежденные здания и объекты инфраструктуры, чтобы они не остались незаслуженно незамеченными и забытыми.
Акция «в зеленке» уже принесла определенные плоды: многие трещины успели подлатать, а проект подхватили в Мурманске. Так, «стягивая раны» архитектурных объектов, художнику удалось привлечь внимание не только местной власти, но и арт-сообщества других «травмированных» городов России.
Другой проект, получивший общественный резонанс — акция «в клетке». Автор «заточил» мягкие игрушки на столбах, чтобы напомнить о проблеме содержания животных в неволе.
«В зоопарках многим не дает покоя атмосфера грусти, созданная реальностью бесцельного сосуществования животных. Узники зоопарков денно и нощно существуют в этом плену всего лишь для того, чтобы человек пришел туда на несколько часов для удовлетворения своей прихоти. Это не защита природы и не образование для детей. Это жестокое "развлечение" связанное с эксплуатацией животных», — описывает замысел Tet Ninety-One.
И все же говорить о серьезном признании в маленьком городе пока рано.
«Севастополь законсервирован историей войны и во многих смыслах зажат. В сегодняшних реалиях людям трудно понять актуальное искусство, потому что его, как правило, не показывают по телевидению и не освещают по радио. А в силу работы — системы рабства — человек не видит жизни, он погружен в игру потребителя: зарабатывай и трать. Людям со школы известен Шишкин и Айвазовский — бесспорно, корифеи своего дела. Но на дворе XXI век — надо идти и развиваться в ногу со временем. Большинство людей, не разобравшись, возмущено моими проектами. Наверное, в силу однобокого восприятия и под влиянием окружения», — говорит он.
Зато в творческой среде, по словам арт-активиста, «однодумцы» повсюду. Это не только художники, но и экологи, и другие люди, защищающие флору и фауну — «дельный процент социума, который видит и чувствует реальность».
«Говоря о людях творчества, у соседнего города Симферополя есть художник под ником "Шарик". Он тоже рассматривает актуальные проблемы через изображения в направлении стрит-арт. Основной же костяк подобного творчества находится в крупнейшем административном, культурном и научно-образовательном центре Уральского региона — Екатеринбурге. Со многими артистами я знаком и поддерживаю связь», — рассказывает Tet Ninety-One.
Уличный художник скрывает свою личность — не называет ни имени, ни возраста и дает интервью только через Интернет. Его искусство — во многом протест. На вопрос, как удается не вступать в столкновение с властью, уклончиво отвечает: «У власти и политиков своя игра со своими правилами — я в ней не принимаю участия. Меня волнует общество, которое с увлечением играет в эти игры и оттого и страдает».