Строительство на территории археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе продолжается. Проектных документов на проведение работ нет. По словам археологов, экскаватор уничтожил часть трассировки. Тем не менее представители церкви, в интересах которой с разрешения губернатора идут работы, уверяют, что ущерба заповеднику нет. Мало того, по их мнению, никаких документов на проведение подобных работ вообще не нужно.
Информацию о том, что неизвестные строители мостят территорию Херсонеса плиткой, обнародовал на своей странице в «Facebook» 17 июля севастопольский общественник Иван Комелов. По его информации, на территории охраняемого ЮНЕСКО музея-заповедника строители срывают культурный слой, укладывая плитку поверх руин древнего города. По сообщению активиста, который сопровождает его фотографиями с места событий, плитка укладывается около Владимирского собора.
Комелову строители заявили, что снятие культурного слоя и мощение территории ведется по распоряжению губернатора Севастополя Сергея Меняйло. Позднее эту информацию изданию «ФедералПресс» подтвердил и сам губернатор. Меняйло при этом подчеркнул, что ведутся не строительные работы, а размещение плитки там, где она «уже была уложена» ранее. Впрочем, затем он же отметил, что «там, где кладется, никакой плитки не было». По его словам, укладка производится на средства Севастопольского благочиния Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата.
По данным издания, о ситуации стало известно в Кремле и в Министерстве культуры РФ, которое, в свою очередь, направило профильным ведомствам Севастополя предупреждение о недопустимости ведения работ на территории заповедника без разрешительных документов. Есть ли у строителей таковые, или это произвол, сказать пока сложно: увидеть проектную документацию еще никому не удалось.
Общественный резонанс вокруг этой темы побудил инициаторов работ провести пресс-конференцию, которая состоялась 22 июля у стен Владимирского собора. Основной месседж благочинного севастопольского округа УПЦ МП отца Сергия — тема укладки плитки в Херсонесе слишком раздута и политизирована, археологическому наследию ничто не угрожает. Новым покрытием будет вымощена территория площадью 700 кв. м. Триста квадратных метров уже готовы. В ходе общения отца Сергия с журналистами выяснилась еще одна интересная деталь: оказывается, сам Владимирский собор на Херсонесе, вокруг которого ведутся работы, до сих пор не введен в эксплуатацию. Но это уже отдельная тема.
Отвечая на вопрос «Примечаний», отец Сергий пояснил, что проектная документация на работы существует и она доступна для ознакомления. Однако затем в личной беседе с корреспондентом «Примечаний» он отметил, что документы имеются лишь на проведение строительных работ в самом храме. А документация на укладку плитки вокруг храма есть только в Минкульте Украины, и получена она была в 2001 году, когда в этой зоне выполнялись последние работы. Мало того, по мнению благочинного, документов на подобные работы в заповеднике вообще не требуется, так как ничего ценного они не затрагивают.
Опрошенные «Примечаниями» археологи не готовы официально комментировать ситуацию без проектной документации. В то же время сотрудники заповедника, пожелавшие остаться анонимными, сообщили, что при проведении работ экскаватором была уничтожена часть трассировки (разметки), которая показывала, как ранее располагались улицы и стены городища. При этом отец Сергий гарантирует, что трассировка будет сохранена — возможно, священнослужитель более компетентен в этом вопросе.
Напомним, что при Украине заповедник «Херсонес Таврический», расположенный на берегу моря в центре Севастополя, неоднократно подвергался попыткам варварской застройки. Решением горсовета Севастополя около четырех гектаров земли было выведено из охранной зоны заповедника и роздано частным лицам в собственность.
Тогда, несмотря на попытки прокуратуры доказать, что данное решение нарушает Земельный кодекс Украины, суд отклонил все иски ведомства. После воссоединения с Россией севастопольцы рассчитывали на прекращение произвольного строительства в зоне археологического заповедника, однако, как мы убедились, оно продолжается.