С 2015 года обслуживанием большинства жилых домов в Севастополе занимаются управляющие компании. По сути, для севастопольцев мало что изменилось — также приходят счета, которые нужно регулярно оплачивать. Но выполняют ли управляющие компании все обязательства по договорам? Что и в каком порядке должны делать за счет средств, аккумулируемых с платежек ежемесячно?
В доме номер 42 по улице Гоголя жильцы стали жаловаться на состояние вентиляции. Вот что рассказала хозяйка одной из квартир: «В нашем доме, так уж сложилось, не хватает вентиляционных каналов пятым этажам. То есть по плану они где-то есть, но по факту не эксплуатируются. Ситуация такая: из-за плохой проходимости (каналы надо чистить), все запахи от нас идут вниз или с нижних этажей нам. Cтоит постоянная вонь. Стали разбираться, так как не хочется всю жизнь нюхать чужие блюда. Подали заявку в ГУП, неоднократно приходили печники, чтобы посмотреть, но по факту никто даже не снял замеры, не нашел план. Все просто приходят и на словах говорят, что у вас должны быть свои каналы и их надо искать, и на этом все заканчивается. Мы готовы сделать все за свои деньги, но нам нужны план и акт, которые не могут дать представители управляющей компании».
На днях история получила продолжение. Пришел мужчина, представился работником Горгаза, утверждал, что должен перекрыть газ, пока не решится вопрос с вентиляцией. О возможном отключении жильцов не предупредили — не было звонков или объявлений. Так как мужчина не предъявил никаких документов и не смог пояснить, на каком основании он производит действия, жильцы в дом его не пустили. «Давал нам в руки какие-то бумаги, что, вроде как, мы отказались от отключения, но мы ничего не подписали», — объясняют жильцы.
Сегодня на руках у жильцов уже есть акт-план, через пару недель специалисты придут пробивать канал. Но все это делает сторонняя организация. Стоимость плана — 2000 рублей, работ по пробивке канала — 15 тысяч. «Потому что ГУП не предоставляет таких услуг, а потом в дальнейшем мы будем оплачивать уже ГУПу — за обслуживание готового канала, как по закону написано. Так нам объяснили», — рассказывает хозяйка.
«Примечания» обратились к «печнику», работнику фирмы, с которой у управляющей компании заключен договор. Он пожелал остаться неизвестным и дал нам комментарий: «Этот адрес я не знаю, я лично там не был. Но таких много адресов, не хватает каналов, надо пробивать. Раньше требования были — например, на первый и пятый этаж совмещали вентканал в доме — сейчас уже нельзя. При строительстве колонки поставили, запустили, приняли. А сейчас людям нужны новые документы и приходится делать такие работы: либо это может быть воздуховод на кухне, либо нужно перепробить каналы. Это люди делают за свой счет, управляющая компания нам не оплачивает эти работы».
По словам специалиста, причиной запаха на кухне может быть установка современной кухонной вытяжки. В этом случае организация отдельного канала должна помочь. Но вопрос «За чей счет?» остается открытым. «В тариф ГУП это не входит, это считается улучшением жилищных условий. У нас сейчас такая практика: мы негласно рекомендуем обратиться в стороннюю фирму, сделать все за свой счет, а потом мы придем с проверкой и подпишем акт, что все в порядке», — пояснил «печник».
Люди прожили в доме более 40 лет, о несоответствии каналов нормам не знали. В разделе II, пункт 15 Постановления правительства № 290 от 3 апреля 2013 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» читаем: «Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов: ...— при выявлении повреждений и нарушений — разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ».
Формулировка весьма расплывчатая. Является ли несоответствие нормам нарушением? За разъяснениями «Примечания» обратились в Жилнадзор. «Этот минимум (перечисленный в постановлении — Авт.) управляющие компании должны делать за счет средств текущего ремонта. И эти работы они обязаны провести, если действительно выявлены нарушения. Надо разбираться в конкретном случае, например, сами собственники могли заделать этот вентканал и, конечно, исправлять будут самостоятельно. В любом случае, пусть напишут нам жалобу на действия ГУП. Мы рассмотрим договор с управляющей компанией и вынесем решение об их правомерности», — ответила корреспонденту начальник Жилищного надзора Галина Чагина.