В 2015 году популярность внутренних рейсов среди россиян возросла. Согласно исследованию, проведенному специалистами онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel, этим летом самым популярным туристическим направлением является Крым. А куда едут отдыхать сами жители полуострова?
Туроператоры в один голос утверждают, что чаще всего севастопольцы покупают авиабилеты в Москву и Санкт-Петербург. Другие популярные маршруты — горные и SPA-курорты Краснодара, туры по Золотому кольцу России, речные круизы по Волге, на Соловецкие острова, Кижи и Валаам.
Любители пляжного отдыха отдают предпочтение Турции и Таиланду, реже — ОАЭ. Неизменной популярностью пользуется Египет, но зимой. Спрос на билеты туда в июле относительно низок.
До событий «Русской весны» севастопольцы часто заказывали автобусные туры в Европу. Сейчас от них практически отказались, приобретая билеты в страны с безвизовым режимом. «Ситуация кардинально поменялась. Поехать в ту же Европу можно, но сложно. Никто не хочет заморачиваться с личным посещением посольства и так далее», — говорит Юлия, директор турагентства «Эллада-тур».
«В связи с санкциями прямые рейсы за границу из Симферополя отменили. Теперь мы вынуждены лететь через Москву и Краснодар — людям это крайне неудобно, поэтому они выбирают зарубежные туры реже, чем это было раньше. На удивление, не потеряли популярности программы международного обмена и языковые курсы за рубежом. Только теперь едут в безвизовые страны — в основном, в Турцию и Китай», — комментирует ситуацию менеджер по туризму международного центра путешествий и образования Grand Mir.
Изменился и поток туристов на полуостров. Если раньше 70 процентов отдыхающих в Севастополе составляли граждане Украины, то теперь порядка 90 процентов приезжает с российского материка. Иностранных туристов в этом году исчезающе мало.
«Туристы из Украины есть, но их очень малый процент. Сейчас турист в Севастополе почти на 90 процентов российский. Раньше приезжали в основном из центрального региона — Санкт-Петербурга и Москвы, теперь география значительно расширилась. Изменилась и структура выбора. Украинский отдыхающий предпочитал малые отели, российский мало об этом знает и осторожничает. Чаще выбирают туры "все включено" и селятся в больших отелях. Загрузка в крупных и средних объектах размещения сейчас хорошая, чего не скажешь о малых», — рассказывает председатель общественной организации «Севастопольский информационный центр развития туризма», директор частного предприятия «Ласпи» Елена Баженова.
Эту тенденцию подтверждают слова владельцев мини-отелей и хостелов. «Северяне бывают очень осторожны: иногда, выходя из номера в магазин, они просят оставить чемодан у нас в ординаторской. Хотя некоторые чувствуют себя очень свободно», — говорит руководитель хостела KangaRooms.
Другая несомненная характеристика нового туриста — финансовое благополучие. По сравнению с 2013 годом отдыхающие стали оставлять в Севастополе больше денег.
«Туристов стало меньше, но поехали более обеспеченные. Поезда сейчас не ходят, а чтобы добраться на самолете или автомобиле, нужны немалые средства. Правда, останавливаются в основном в восточной части Крыма, не доезжая до Севастополя. В нашем городе стало слишком дорого», — подчеркивает сотрудник экскурсионно-транспортной компании «Чудо Крым».
За последний год люди стали чаще брать индивидуальные туры, а вот бронировать заранее — гораздо реже. Причем как въездные туристы, так и местные путешественники. По словам туроператоров, нестабильная экономическая ситуация заставила людей не загадывать далеко вперед — зачастую бронь делают всего за пару недель до вылета. Сильно загодя приобретают путевки по случаю памятных дат — на свадьбы и дни рождения.
Музейщики разницы между туристом двухлетней давности и отдыхающим этого года не замечают. «Да, доходы гостей с материка выше в полтора-два раза. Но у нас все по-прежнему. Популярностью пользуется Панорама обороны Севастополя, Сапун-гора, Владимирский собор. В этом году на туристов не жалуемся», — утверждает директор Музея героической обороны и освобождения Севастополя Александр Рудометов.
Зато продавцы сувенирной продукции подметили одну неприятную черту российских туристов — хамство. «Туристы стали менее сдержанны, особенно москвичи. Некоторые жутко невежливы. Приходят в сувенирный магазин как на рынок — с едой, грязными руками и трогают все подряд. Многие ничего не знают о нашем городе, и таких стало больше. Иногда мы даже скучаем по нашим украинским туристам», — с грустью рассказывает продавщица одной из сувенирных лавок в центре города.
Но есть и другие мнения. «Невежды среди туристов были всегда. Как только не называли памятник Затопленным кораблям: и «погибшим кораблям», и «утопленным». Но я бы не сказала, что много хамят, и не стала бы делить туристов на украинцев и россиян. Тут какой человек попадется», — парирует товаровед Виктория.
В одном мнения сувенирщиков сходятся: несмотря на набитые карманы гостей города, продажи памятных безделушек не выросли. Покупают в основном мелочевку. «Есть разные туристы: кто-то считает каждую копеечку, кто-то реально обеспечен. Но бездумно деньги никто не выкидывает. В 2013 году приезжали люди, которые как сороки кидались на все красивое», — говорят в магазине.
Изменилась, конечно, тематика сувенирной продукции. Сегодня наибольшей популярностью пользуются вещицы с футбольной и патриотической тематикой — с надписями «Крым наш» и «Крым — Россия».
А в целом курортный сезон-2015 в Севастополе проходит успешно, говорят сотрудники турагентств. Несмотря на неблагоприятный прогноз, по сравнению с прошлым годом количество туристов в Севастополе увеличилось, а к концу лета достигнет уровня 2013 года, уверяют они.