Определение это довольно конъюнктурно: кластером называют любую группу компаний, объединившихся вокруг любой цели. В Севастополе это тоже объединение пяти компаний и организаций — Севастопольский технический госуниверситет, компании «Т-система», Т-Mould, ТСВК, Севастопольский электротехнический завод, ассоциация «Технопарк «Маяк». Но особенность местного кластера в том, что он использует систему производственной, информационной и логистической кооперации, созданную и обкатанную в течение 25 лет на десятках предприятий по всему миру детищем Алексея Чалого — компанией «Таврида Электрик».
Журналистам это новое явление представлял Олег Гринько — куратор СПК и директор компании «Т-система». Это не только название компании, но и самой сети, которая позволяет сводить в единое целое элементы сложнейших приборов, соединяя в едином процессе фундаментальную и прикладную науку, образование, опытное и серийное производство.
По словам Гринько, Т-система позволяет постоянно и быстро выводить на рынок новые продукты, контролируя их рентабельность. Механизм этот был разработан в Севастополе, успешно конкурирует в мире и содержит признаки будущего технологического, экономического и социального уклада, подчеркивает Гринько. Систему долго тестировали перед запуском, она реально работает. Теперь задача — использовать этот механизм для развития Севастополя и вывода продукции его компаний на российский и мировой рынок.
Правда, по словам создателей, шанс повторить мировой успех «Тавриды Электрик» есть только у тех, кто имеет высококачественную уникальную технологию или идею. Участники пилотных проектов в кластере отбирались именно по этому принципу.
«Наше предприятие базироуется на территории завода «Маяк», занимаем мы около 750 квадратных метров, годовая программа выпуска — 85 тысяч ограничителей напряжения, ожидаемая выручка — 110 млн рублей. Таким образом, бюджет Севастополя получит около 11 млн рублей налогов», — рассказал «Примечаниям» директор Севастопольского электротехнического завода Виктор Школенко. При этом на предприятии работает всего 15 человек, но это люди, которые владеют ключевыми технологиями и обеспечивают работой других. «У нас незамкнутый цикл производства: мы закупаем продукцию у субподрядчиков, причем все они севастопольские, — подчеркнул глава компании. — У одного из них работает около 300 человек».
Сотрудники самого электротехнического завода, кстати, все до единого — севастопольцы. «Мы не привлекали персонал со стороны, — подтвердил Школенко. — Я не отбирал их специально по территориальному принципу, я отбирал наиболее достойных профессионалов, но все они оказались нашими земляками. Причем из 15 человек 12 с высшим образованием: даже на литейке у меня работает человек, который закончил Московский авиационно-технологический институт. Это не потому, что ему негде больше работать, а потому, что это интересная, серьезная и ответственная работа».
Еще один участник кластера — производственная компания ТСВК. Она создает системы управления для нефтегазовой промышленности, контроллеры для химического производства, устройства сбора и передачи данных для нужд ЖКХ, робототехнические устройства, бортовые вычислительные машины для Роскосмоса.
По словам гендиректора компании Игоря Ходаковского, она создает основу для новых кооперационных цепочек, ее предприятия готовы размещать типовые заказы. В рамках кластера ТСВК надеется найти и уже нашла партнеров для изготовления компонентов аппаратных блоков. Кроме того, ТСВК активно применяет в своей деятельности единую систему управления, о которой говорил Олег Гринько.
Севастопольский государственный технический университет (СевГТУ), при котором создан инжиниринговый центр, через два года сможет выучить для компаний кластера и при их поддержке первых 50-70 специалистов. Выпускники смогут овладеть во время обучения всеми необходимыми компетенциями и будут подготовлены не хуже или даже лучше технологических менеджеров некоторых ведущих компаний мира, уверен Гринько.
«На мой взгляд, мы действительно готовы создать в Севастополе уникальный кластер, который не похож на другие, — говорит проректор СевГУ по научной работе и инновациям, доктор технических наук Андрей Фалалеев.—– В отличие от групп компаний, которые просто используют это модное слово, у нас есть единая аналитическая информационная управленческая система — Т-система. Вот шлюз, он открыт, к нему можно подключаться». На вопрос «Примечаний», действует ли уже этот шлюз, профессор ответил утвердительно.
Общая выручка севастопольского кластера через два года составит 500-700 млн рублей, прогнозирует Олег Гринько. Только его нынешние участники кластера создадут 200-300 высокооплачиваемых рабочих мест и 1,5 тысячи рабочих мест в смежных отраслях, а работники будут получать 50-200 тыс рублей ежемесячно.
Напомним, что, как сообщил 21 июля замгубернатора Севастополя Игорь Шаповалов, общий оборот предприятий кластера составит к концу 2020 года 16 млрд рублей.Идею СПК выдвинул ранее Алексей Чалый, идея была поддержана министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. Для поддержки проекта при министерстве создана рабочая группа. «Это может быть субсидирование процентных ставок, поддержка грантами специализированных организаций, вокруг которых строится кластер», – уточнил Шаповалов. По словам чиновника, власти города должны будут предоставить земельные и имущественные ресурсы, помощь в создании инфраструктуры. Финансирование создания инфраструктуры предусмотрено за счет средств федерального бюджета — в частности в виде инвестиций для создания индустриального парка.
Высокая планка требований, заданная организаторами кластера для его участников, вряд ли всех в Севастополе обрадует: за последние 25 лет промышленность города сильно деградировала, а наука представлена единичными учеными и штучными проектами, которые не отстали от мирового уровня. Но тем ценнее те крупицы нового, которые здесь все еще создаются и развиваются.
По словам Олега Гринько, выжить сегодня может только производитель, ориентированный на мировой рынок, — ведь именно игроки мирового рынка пришли «к нам домой», заполнив полки в магазинах и промышленные выставки. Рынок континентальной России — лишь краткосрочная площадка, созданная за счет мер поддержки правительства и таможенного регулирования. Поэтому речь идет, ни много ни мало, о заявке Севастополя на глобальную конкурентоспособность. Способность быть заметным на технологической карте мира.