В 100-метровой прибрежной зоне пляжа «Аквамарин» на участке площадью 7,0367 га продолжается строительство двух 10-этажных высоток. Бетонные монстры вырастают в рекреационной зоне, не предназначенной для строительства апартаментов ни по украинскому, ни по российскому законодательствам.
Почему многоквартирному дому не место на пляже? По мнению экологов, огромный котлован под строительство может привести к необратимым последствиям для экосистемы прибрежной зоны. Без сейсмологической экспертизы нельзя точно сказать, наступит ли эрозия почвы, которая приведет к разрушению берега. Такую экспертизу перед началом строительства не проводили.
Впрочем, высотки на пляже вообще не должны были появиться. По данным публичной кадастровой карты Украины, эта земля передана в собственность гражданам Севастополя и предназначена «для реконструкции, строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса объектов рекреационного назначения и элементов благоустройства». То есть для создания парков, скверов и игровых площадок. В исключительных случаях украинское законодательство позволяло использовать рекреационные зоны для строительства малоэтажных оздоровительных пансионатов и баз отдыха. Тем не менее «Парангон» открыто рекламирует квартиры площадью от 31 до 200 квадратных метров в строящемся комплексе.
По словам специалистов, целевое назначение участка в кадастровой карте определено изначально неверно. На самом деле он должен был относиться к водному, а не рекреационному фонду Севастополя. Тогда любая застройка этой земли была бы невозможна, поскольку по украинским законам любое капстроительство в прибрежной зоне, кроме гидрологических и метеорологических сооружений, запрещено.
Но даже с учетом ошибки строительство апартаментов в 100-метровой охранной зоне Черного моря не допускает ни украинское, ни российское законодательства. Как же Павлу Лебедеву удалось получить разрешение при Украине, остается под завесой тайны. Ознакомиться с декларацией о начале строительства невозможно, поскольку доступ к украинским документам закрыт. Любопытно, что разрешение на застройку «Аквамарина» на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины отсутствует. Как и информация о перерегистрации участка в российской публичной кадастровой карте и генплане Севастополя.
Не нарушил ли застройщик заодно с земельными и градостроительными нормами границы земельных участков и требования к проведению строительных работ, тоже пока под вопросом.
Основания для возобновления строительства в рамках российских законов не менее сомнительны. В отличие от украинского Водного кодекса, строительство в прибрежной полосе в России допускается — но только на основании градостроительных документов, которые устанавливает местная администрация. По имеющейся информации, таких документов «Парангон» не получал.
Впрочем, вопрос проясняется, если проанализировать решения губернатора Севастополя в отношении незаконной застройки. Напомним, 17 апреля 2014 года Сергей Меняйло подписал распоряжение №46 «О запрете осуществления любого капитального строительства на территории г. Севастополя» до особого распоряжения губернатора на основании заседания архитектурно-строительного контроля Севастополя. Работа крупнейших застройщиков города — «Парангон», «Гранд Инвест» и «Интерстрой» оказалась заморожена. Однако уже весной следующего года застройка Фиолента, Ласпи, улицы Летчиков и других территорий, среди которых и пляж «Аквамарин», возобновилась.
В то же время небольшим фирмам получить разрешение на строительство сейчас практически невозможно. Видимо, «входной билет» им не по карману.