Сегодня в Москве обнародовали опрос туристов, по словам которых худшим городом в Крыму по соотношению цен и качества услуг стал Севастополь. Возможно это и так, но есть в Крыму места, на фоне которых он кажется раем небесным. Одно из таких мест — Керчь и ее окрестности.
В Керчь я отправилась повидать родителей, а заодно протестировать переправу и посмотреть Краснодар, так как на Кубани не была ни разу. Приятности начались уже в Севастополе. К автовокзалу подали старый «Богдан». В таких автобусах я стараюсь не ездить даже по городу: в жару выпадаешь из автобуса как перезрелый давленый помидор. И не дай бог, еще антифризом окатит. Семь часов до Керчи, заоконная пыль на потном теле, две бутылки воды, три пробки и приезд с опозданием на час.
Зато порадовали выполненные в едином стиле указатели на достопримечательности, которые стоят в Крыму повсюду и которых нет в Севастополе. Не знаю, сколько на них потратили, но похоже, это один из немногих примеров эффективного освоения бюджета на нашем полуострове.
Трассу Симферополь — Феодосия сейчас активно ремонтируют. Пробки километровые, у нас они отняли в общей сложности час. На автостанциях о задержках в пути не предупреждают. Для автомобилистов есть объезд — 80-километровый крюк через села Владиславовка — Желябовка — Садовое — поселок Октябрьское с далеко не идеальным покрытием, которое фурами уже практически убито. Тех, кто хочет добраться автобусом из Керчи до аэропорта в Симферополе, остается только жалеть.
Мне надо было в Багерово, обычно это 10 минут езды от Керчи по хорошей трассе. Но ее больше нет. Дело в том, что на дороге из Керчи в Феодосию есть мост, проезд по которому фурам запрещен — и все они объезжали через Багерово. За год с лишним гладкая дорога, на которой раньше проходили ралли, превратилась в решето. Маршрутки еле ползут, переваливаясь из дыры в дыру. Как там не переворачиваются грузовики, ума не приложу. Потом на переправе водитель автобуса рассказал, что многие дальнобойщики, несмотря на запрет, едут через мостик по основной трассе. Видимо, тоже пока он не рухнет.
И вот — Багерово, радость от встречи с мамой и непреодолимое желание смыть с себя весь этот день. Не тут-то было: вода, напоминающая ржавое соленое молоко, в немаленьком поселке дается раз в неделю и всего на один день. Естественно, жители хватают шланги и бегут поливать огороды, наполнять самодельные бассейны, чтобы хватило на неделю вперед. Мою маму выручает завод, где она работает, — там можно помыться и постираться. Но вот как в таких условиях в Багерово работает завод марочных коньяков «Жан-Жак»? Зато 3G в Багерово даже лучше, чем в Севастополе.
Поплескавшись в тазике, вытаскиваю маму на прогулку по Керчи. Я очень люблю родной город, и мне больно писать о нем такие вещи. Но молчание здесь точно ничего не изменит. Людей в центре города практически нет. Преобладают местные алкаши и потертые маргинальные личности. Улицы замусорены, такой концентрации спящих на лавочках бомжей я еще нигде не видела.
Иду по улице Ленина и чуть не плачу. 2600 с лишним лет, невероятное количество памятников истории различных эпох — всего этого не видно. Потому что всюду вывески. Огромные вывески. Кажется, керченские заведения соревнуются между собой, чей логотип закроет как можно больше пространства. «Примечания» уже пытались привлечь внимание к этой проблеме в Севастополе. Но это вы не были в Керчи.
Вот такие ситилайты «расплодились» по городу
Вечером того же дня я двинулась в Краснодар. Керченский автовокзал — это просто трэш в вакууме, как признались мне питерские туристки. Они с круглыми от непонимания глазами пытались уехать в Ялту, подбегали к водителю каждого рейса, потому что билетов нет, но их не брали. Диспетчеры пытались отбиться от застрявших туристов. Те со скандалом бегали от справочной к кассе и обратно, пытаясь уехать хоть на чем-нибудь. Некоторые уже просто спали под пальмами в павильоне вокзала. Какая-то семья уже пять часов ждала рейса в Москву: их автобус сломался, а другой выехал аж из Краснодара. Парочка бабушек кормила собаку селедкой с луком. Еще одна кричала, что ее ограбили. Набираю 102 — никто не отвечает.
Переправа — это восторг. Забравшись на самую верхнюю палубу я сполна насладилась ветром и смесью аромата моря с металлическими нотками парома. Что-то есть в этом запахе и в благоговейном страхе, когда смотришь вниз на бушующую стихию. На весь путь до Тамани, включая регистрацию в порту Крым, ушло два часа.
Слева видно два ручейка ожидающих своей очереди автомобилей
Паром никого не оставляет равнодушным
И вот Краснодар. Сил после ночного рейса нет, но все меняется, как только я начинаю свое знакомство с городом.
Первое, что я отметила, — чистота. Краснодар как будто отмыт заботливой хозяйкой. Второе — это огромное количество кирпичных домов, и это очень красиво, скажу я вам.
Для интереса походила по продуктовым магазинам: цены гораздо ниже севастопольских. А вот транспорт дороже: проезд в троллейбусе и маршрутке — 17 рублей, в маршрутке с кондиционером 19 рублей. Но и размеры города, конечно, другие.
На обратном пути из Краснодара в Севастополь автобус попался комфортный, с кондиционером над каждым сидением. По телевизору показывали фильм «Брат-2». На фразе «Вы мне гады еще за Севастополь ответите!» чуть ли не аплодисменты грянули, все заулыбались и начали как-то восторженно оглядываться друг на друга.
Но в целом впечатления от поездки, конечно, мрачные.
Как ни прискорбно это признавать, но на месте туриста я бы больше не поехала в Крым. По крайней мере, еще лет пять. Потому что я даже не знаю, насколько высоким должен быть уровень крымского сервиса, чтобы как-то скрасить тяготы трансфера. Но такого сервиса у нас пока нет. Цены ломят, хамство процветает, пресловутые дороги у всех уже в печенках. Зато чиновничий произвол и дележ власти у нас на высоте. Хочется со всей болью за малую родину спросить людей в костюмах: не пора ли направить энергию в нужное русло?