Встречайте: в МФЦ вернулись торговцы очередью (ФОТО)

«Форпост» изучил, как группа ловкачей, торговавших местами в очередях еще при Украине, создает ажиотаж в МФЦ, побуждая народ платить за продвижение к окошку.
ForPost
04.09.2015

ForPost попытался разобраться, зачем горожане тратят деньги на документальный переход Севастополя в Россию, поощряя наследие Украины — торговцев очередью.

Скопление людей у дверей многофункционального центра на площади Восставших давно стало обыденной картиной. Здесь не знают, кто из 2200 чиновников правительства Севастополя во главе с губернатором Сергеем Меняйло должен навести порядок раз и навсегда. Правоохранительные органы периодически появляются, но и они пожимают плечами. Зато каждый день вместо работников МФЦ агенты-посредники продолжают решать, кто и за кем стоит.

Взволнованы неразберихой только те, кто ожидает начала работы МФЦ на улице. Перессорившись между собой, они вынужденно наблюдают другую, не менее вызывающую картину. За закрытыми стеклянными дверями перед ними вырастает еще одна живая преграда. 

«Кто крайний?» — пытается привлечь к себе внимание людей с крыльца пожилая женщина. Некторые недовольно оборачиваются, не упуская из виду дверь. Она должна распахнуться ровно в 10:00.

«Да тут две очереди, вообще ничего непонятно», — слышится из толчеи.

«Не две. Одна платная, а другая для нищих», — через зубы выдавливает мужчина лет пятидесяти. — «Вон, смотрите, вон те как-то попали уже вовнутрь». 

Тем временем на глазах людей с крыльца за стеклом происходит перекличка. Под контролем человека, похожего на предпринимателя Марата Тюнина, блондинка в белом платье называет одну фамилию за другой.

«Иванов подошел?» — сверяет она с планшетом списки.

«Здесь» — отвечает молодой человек.

«Дождались вас. Скоро же откроется, и эти с улицы попрут. А давайте немножко змейкой встанем. Так, все проходим к стоечке», — указывает блондинка, кому куда направляться. Счастливчики, попавшие в МФЦ в обход центрального крыльца, заполняют операционный зал. 

Остается 5 минут до открытия. Человек, похожий на предпринимателя Марата Тюнина, подходит к блондинке. «Все прошли?» — улавливается суть разговора. Она указывает еще на двоих опоздавших, потом кивает.

У людей на крыльце возникает вопрос: кто эти двое, и почему они настолько комфортно распоряжаются в еще закрытом для прохода с улицы МФЦ?

Блондинка встает на привычный пост и что-то отмечает у себя в блокноте. «Так, достаем паспорта и оставляем девушке. Кто у нас по правам собственности? Вот туда», — знающе руководит она процессом.

Складывается впечатление, что сотрудники МФЦ  послушно выполняют каждое слово блондинки, хотя она к ним даже не обращается. Девушки в операционных окнах как будто ловят ее невербальные сигналы. Она просто поворачивает голову в сторону входа. «Открываю?» — еле заметным жестом согласовывает действие женщина у парадной двери.

Зрители происходящего внутри МФЦ начинают нервничать. 

«Когда откроете уже?!» — приложил руки к стеклу молодой человек, чтобы лучше рассмотреть операционный зал и докричаться до персонала центра.

«Меняйло на них нет», — подхватывает седой севастополец.

«А Меняйло тут не стояло и никогда не было», — чей-то голос обрывает поворот ключа в замочной скважине. Люди подаются вперед. В дверном проеме вырастает преграда. Женская рука пытается остановить толкающихся мужчин. 

«Вы кто такая?! Уберите руку!» — возмущенно пытается протиснуться пенсионер.

«Я сотрудник МФЦ, видите — там люди уже зашли. Не создавайте толпу!» — повышает голос женщина без опознавательного бейджа.

«Как они туда зашли? Что за беспредел?!» — один за другим отвечают эхом напирающие сзади на пенсионера очередники. — «Запускайте! Бардак тут устроили!»

«Мы распределили потоки на две очереди, чтобы вам же было удобно. Талоны получите в порядке живой очереди», — успокаивает всех подоспевшая сотрудница с табличкой на груди. — «Проходите по одному».

Так начинается привычное утро в многофункциональном центре на площади Восставших, 6. Сложить общую картину происходящего корреспонденту ForPost помогли рассказы очевидцев и выложенные в сети видеоролики.  

МФЦ в России — детище и гордость правительства Дмитрия Медведева. Премьер назвал их «единым окном» для предоставления государственных услуг гражданам РФ. Ответственность за реализацию программы по созданию и работе МФЦ Медведев возложил на глав регионов.

Почему, подменяя Сергея Меняйло, в севастопольских центрах руководят и отвечают за процессы некие частные лица, корреспонденту ForPost объяснили севастопольцы, вынужденные обращаться к так называемым агентам-посредникам. Из-за них же многие просто не могут попасть в единое окно неделями, а иногда и месяцами. 

Редакции удалось узнать, что очереди в МФЦ зачастую создаются искусственно. У «агентов» есть свои люди среди сотрудников центра. Они заранее выдают им талоны или просто назначают номера в электронной очереди в день приема. «Эти агенты-посредники провоцируют ажиотаж на крыльце и постоянный приток очереди из обычных людей», — рассказывает девушка Марина. — «Они разбрасывают по почтовым ящикам объявления, мол, нужно успеть все всем оформить, а то правительство все отберет», — утрирует содержание листовки собеседница корреспондента ForPost.

Она уточнила, что в объявлении указан телефон консультации. «Звонишь, а там тебе говорят: «Не переоформите вовремя собственность, все национализируют. Вы телевизор смотрите вообще?» И вот я уже бегу к дверям МФЦ, а там очередь», - вспоминает Марина.

Таких же испуганных объявлением «консультации» на крыльцо МФЦ каждое утро приходят десятки, а иногда сотни. При этом МФЦ может обслужить не более 90 обращений в сутки по вопросам собственности. Поэтому степень озабоченности пойманных агентами «на живца» горожан имеет определенную стоимость.

Корреспонденту ForPost раскрыли коммерческую тайну. Цены разные — от 2 до 15 тысяч рублей. Все завистит от доверчивости и щедрости клиента или желания как можно быстрее попасть к специалисту и получить необходимые документы. 

Ранее проблему очередей в МФЦ и появление агентов-посредников связывали с Верой Львовной Соколан. Она была назначена на должность директора центра летом прошлого года. Не имея высшего образования и руководящего опыта, бывшая библиотекарь Соколан однажды утром устроила на крыльце МФЦ поименную перекличку. 

Свидетели предполагают, что названным людям талоны выдавались немедленно сотрудницей IT-отдела. Это происходило в обход предварительной записи, наличие которой требует утвержденный регламент. Неискушенной начальнице никто не подсказывал, что ее действия нарушают законодательство и приводят к коррупционной составляющей.

 

 Соколан все-таки уволили, но проблема осталась. 

Как рассказал корреспонденту ForPost один из сотрудников многофункционального центра на Восставших, 6, после смены директора талоны начали получать все желающие горожане по установленному нормативами порядку. Специально были введены дополнительные часы для предварительной записи. Но работа в новом режиме продлилась недолго. 

Наведенный порядок с очередью не понравился агентам-посредникам, «окучивавшим очередь за госуслугами еще при Украине». Они стали провоцировать конфликтные ситуации прямо в зале МФЦ или появляться на предварительной записи сразу с несколькими паспортами. Существует подозрение, что сотрудники МФЦ и агенты с улицы вновь отладили привычный талонообмен.

Корреспондент ForPost при изучении видеороликов в интернете, снятых на Восставших, 6, обнаружил слишком частых посетителей.

Удалось найти и вышеупомянутую блондинку, запускающую очередь по списку. Она то и дело появляется в кадре: спорит с руководством МФЦ, обвиняя их в препятствовании предпринимательской деятельности, или просто попадается на глаза как обычная посетительница.

 

Корреспонденту ForPost подсказали и имя завсегдатая многофункционального центра. Ее зовут Смирнова Елена Евгеньевна. На одном из видео, снятом и выложенном предпринимателем Маратом Тюниным в сеть, Елена Смирнова вместе с коллегами-предпринимателями ругает директора МФЦ за то, что им не достаются талоны. 

Заинтересовали корреспондента ForPost еще три персонажа. Они также фигурируют в конфликтной ситуации предпринимателей и начальства МФЦ, но не произносят ни слова. Видимо, выполняют роль статистов для массовки. Это два неустановленных молодых человека и женщина.

На следующем видеоролике один из указанных мужчин сидит на крыльце. Видно, как он морщится от боли. К нему подходят врачи «скорой помощи».

«Это в очереди вас затолкали что ли?» — спрашивает человек с камерой в ролике от Марата Тюнина. Мужчина кивает. Доктора предлагают ему пройти к машине. В роли сопровождающих появляются молодой человек с убраннными в хвост волосами и женщина в платье в горошек. На прошлом видеоролике они стояли среди возмущенных предпринимателей, а в новой экранизации с Восставших, 6 уже доводят пострадавшего до реанимобиля.

Оператор с голосом Марата Тюнина спрашивает доктора диагноз. «Приступ стенокардии», — закрывает объектив рукой человек в халате.

Далее комментарии с места событий дает  женщина в платье в горошек. «При получении талонов была большая давка, мало воздуха. Человека придавили так, что когда ему стало плохо, он не смог оттуда выбраться на свежий воздух. А у человека больное сердце, так сказать, и…» — сочувствующе рассказала женщина. Голос за камерой перебивает ее вопросом, часто ли происходят подобные случаи. Женщина подтверждает, и оператор благодарит за разговор будто незнакомую ему собеседницу.

 

Корреспонденту ForPost подтвердили, что данная группа людей ходит в МФЦ как на работу. А видеоролики снимаются для того, чтобы напугать горожан бесплатной процедурой получения талона. На публику достаточно разыграть любой инцидент. Так может создаваться потенциальная клиентская база.

В МФЦ просят севастопольцев не поддаваться на провокации и не торопиться с оформлением документов на собственность, если нет планов ее продать. Все имущественные права горожан сохраняются по украинским документам. 

В то же время искоренить порочную практику параллельных очередей не берется никто. ForPost будет искать, кому это выгодно.

Кстати, попытка депутата Евгения Мащенко разобраться с возникновением очереди по списку на Восставших, 6 имела для него неприятные последствия. Предприниматель Марат Тюнин разразился фельетоном в адрес народного избранника, который, вероятно, нарушил привычный распорядок агентов-посредников.