Как же мы презрительно фыркаем, находя в мемуарах путешественниц по Крыму сетования по поводу «утомительности морских купаний»! Эх, нам бы на тот морской берег, не замусоренный сигаретными «бычками» и полиэтиленовыми пакетами. Однако сто лет назад дамам на пляжах действительно приходилось нелегко.
Во-первых, далеко не везде на крымских берегах женщинам можно было купаться. Даже счастливицы, живущие на собственных дачах, выходящих прямо к морю, непременно обзаводились если не изящным павильоном, то хотя бы деревянной будочкой с мостками и лесенкой — купальней. Там можно было переодеться и сойти в воду, избегая нескромных взглядов.
Пляжный этикет сто лет тому назад предусматривал отдельные места для купания мужчин и женщин. В путеводителях того времени наряду с достопримечательностями и гостиницами, скрупулезно перечисляются и имеющиеся в той или иной местности купальни. Например, вот так: «За холмом с мачтой открывается краса Южного берега «Дюльбер» — белый в мавританском стиле дворец Вел. Кн. Петра Николаевича. Серое о 3 окнах здание у моря — купальни кн. Юсупова, гр. Сумарокова-Эльстон». «Открывается вид на знаменитый Воронцовский дворец с альгамброй. Внизу у моря — белое здание с колоннами: купальни «Морской павильон».
На заграничных курортах применялись передвижные купальни: лошадь впрягалась в деревянную будку, заходила, погоняемая кучером, в воду, и поклонники морских ванн окунались в волны.
Но в Крыму только в нескольких местах, например, в Евпатории какое-то время предлагали услуги такого рода, на популярном Южном берегу они не прижились из-за галечных и каменистых пляжей. Во-вторых, предприимчивые крымские дельцы довольно быстро сообразили, что благоустройство берега, точнее, тех мест, куда стремились курортники — предприятие выгодное. Плата за посещение купален была разная, от 5 до 12-25 копеек, по тем временам деньги довольно приличные, особенно если учесть, что их отдавать нужно было за каждое купание. Дети купались с мамами, для них с 10 лет купальный костюм был обязателен.
Тёмным июльским вечером 1914 года случайный наблюдатель мог увидеть возле указательного столба на коктебельском пляже фигуру человека. Утром курортники с недоумением разглядывали видоизменившийся указатель: надписи на нём были замазаны.
Полиция нашла таинственного незнакомца, чтобы привлечь к ответственности за порчу казённого имущества. Его звали Максимилиан Волошин.
Нужно сказать, что курортная публика, скандализированная слухами о том, что поэт и его гости порой купаются в море без самого необходимого атрибута — купального костюма, покушением на указатель (а ещё более на то, что поэт назвал его неприличным), возмущалась чрезвычайно. Полицейским Волошин дал объяснение. Вот как цитировала его газета «Утро»: «Против моей дачи на берегу моря, действительно, был самовольно поставлен обществом курортного благоустройства, во время моего отсутствия, столб с надписью «для мужчин» и «для женщин».
«Самовольно» потому, что приморская полоса принадлежит не обществу… Распоряжения общества, членом которого я не имею чести состоять, не могут распространяться на ту часть берега, которая находится в сфере пользования моей дачи. Не трогая самого столба, я счел необходимым замазать неприличную надпись, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определенное и недвусмысленное значение и пишется только на известных местах».
Нравственность дам иногда подвергалась суровому испытанию. Директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин в своей книге «Крымская Ривьера» пишет: «Купающиеся рисковали привлечь нездоровое внимание местных жителей. Так, например, в Алуште наблюдать за полуобнаженными дамами собирались целые группы мужчин-татар, смущенные купальщицы иногда по полчаса вынуждены были проводить в воде. Одна из дам жаловалась, что в ялтинской бесплатной купальне местные подростки проплывают в женское отделение, бросают палки, ныряют в группы купающихся женщин, хватают за ноги».
Интересно, что мужчины нередко позволяли себе наплевать на приличия. В июле 1913 года «Крымский курортный листок» констатировал: «Следует отметить простоту обычаев, существующую на местном пляже. Большинство мужчин купается и принимает солнечные ванны совершенно без костюмов. Это смущает дам, которым невольно приходится смотреть на подобное зрелище».
Представительницы прекрасного пола, кстати, хоть и намного реже, тоже позволяли себе «пляжные выходки», появляясь на публике, как бы тогда сказали, «а-ля натюрель». Так, в августе 1912 года гуляющая в ялтинском Александровском сквере публика имела счастье лицезреть нескольких дам, выходящих из купален Саглык-Су в нарядах Евы. Причём, к возмущению особо строгих блюстителей нравов, вели эти «наяды» себя не просто раскованно, но даже вызывающе, будто позируя перед зрителями.
Пляжный дресс-код начала ХХ века предусматривал, как минимум, длинную, по щиколотку, рубашку из плотной ткани для женщин «простого звания».
Дамам более благородного сословия полагалась полная амуниция: халаты ниже колена, панталоны, на голове — специальная шляпка для морских купаний, либо чепчик, на ногах — тапочки из войлока или соломы. Вся эта красота обильно украшалась оборочками, рюшами, аппликациями морской тематики. В воде счастливая владелица такого купального костюма напоминала небольшой дирижабль: плотная ткань, намокая, удерживала воздух, сковывая движения. Какое уж тут удовольствие от купания. Но женщины полагали, что их наряды и так достаточно легки и открыты, ведь каких-то полвека назад дамы вынуждены были плескаться в длинных платьях из шерстяной материи и в корсетах!
Купальник, который бы сегодня назвали «унисекс», появился в начале ХХ века. Женщины «на ура» приняли модную новинку: нечто среднее между трико и комбинезоном, очень похожее на традиционные купальные костюмы для мужчин. И цвета такие же — красные, синие, зеленые полоски. Блюстители нравственности наряд этот называли аморальным: костюм уже был не свободным, еще короче и не скрывал очертания женской фигуры. Все больше женщин отказывались плавать в обуви, предпочитая оставлять ее на берегу. Правда, совсем скоро и такие костюмы объявили устаревшими.
Совершенствоваться купальники продолжали за границей, а в Крыму после 1917 года было не до модных веяний. Вот цитата из книги Николая Раевского «Повесть крымских дней», где он вспоминает «белый» Севастополь во время Гражданской войны: «В черте города — строгости. Женщинам полагается купаться не иначе, как в костюмах. Полиция следит. Учкуевка — бесхозяйная... До обеда — ничего особенного. Купаются больше «настоящие» дамы. Скучные длинные рубашки из плотной материи. Мужчины без костюмов, но в приличном отдалении. Ближе к вечеру, когда у военных нет занятий, съезжаются из Севастополя «ненастоящие». Весело и уверенно раздеваются, где придется. Деловито свивают чулки. Купальные костюмы — произвольного образца. От заграничных цветных трико с вышитыми кошками и птицами до полотенца вокруг бедер. На некоторых — совсем ничего».
20-е годы в СССР вовсю пропагандировали здоровый образ жизни и спорт. Это не могло не сказаться на купальных костюмах, они снова эволюционировали, попутно отмерли некоторые их «тупиковые ветви» вроде коротеньких сарафанов на лямках, к которым были пришиты штанишки, и плотных комбинезонов на лямках, которые нужно было носить со спортивными шароварами.