Почему наши люди в булочную на такси не ездят?

Таксисты, которых в Севастополе пруд-пруди, массово избегают поездок на короткие дистанции: слишком дешево. Что же мешает им поднять цены?
Надежда Исаева
23.09.2015

На недостаток такси в Севастополе трудно пожаловаться. На момент воссоединения с Россией тут было несколько десятков служб такси. Сейчас на место ушедших с рынка операторов пришли кубанские и «донецкие» компании. Но попробуйте вызвать машину на короткое расстояние, особенно в часы пик — вам, в лучшем случае, придется долго ждать машину, а в худшем диспетчер ответит, что свободных машин нет. Жалобы на это приходится выслушивать постоянно.

Сталкиваются с этим в повседневной жизни и журналисты «Примечаний». Но, чтобы не быть голословными, мы решили провести эксперимент, вызывая разные службы такси и проверяя их на оперативность. Проехать надо было по центру города на расстояние, примерно, 1 км: такие заказы часто поступают от севастопольцев, которым нужно, например, перевезти что-то тяжелое.

Первым было такси «Везет». Вместо обещанных 10 минут ожидали 15. Это вполне терпимо, но когда нас известили ,что ожидают по указанному адресу, машины там не было.

Вторым было такси «Союз». Диспетчер сообщил  о подаче машины через 7 минут, однако машины не было. Ожидание заняло 16 минут.

В такси «Метро» нас попросили подождать от 10 до 20 минут. Потом прислали сообщение, что такси уже на месте — но машины не было. Впрочем, это была единственная компания, где диспетчер честно сказал, что машину придется ждать долго.

В такси «Флагман» пообещали поджать машину в течение 7-10 минут, прислали через 15. Но машина приехала.
Все заказы делались в один и тот же рабочий день, в период с 18 до 19 часов.

Дискутировать с диспетчерами о причинах неприбытия такси бесполезно — их разговор с клиентом жестко лимитирован по времени и проходит формально.

Сами таксисты объясняют нежелание ехать на короткую дистанцию невыгодностью такой поездки: «Сначала мне надо доехать до клиента, а потом через пару километров его высадить, или отвезти из подъезда в подъезд. На выходе, в лучшем случае, получаешь 100-130 рублей, а бывает и меньше. Стоит ли из-за этого напрягаться, убивать машину и стоять в пробках? Вот если бы подняли тариф на короткие дистанции хотя бы до 200-300 рублей, я бы поехал. Тогда бы таксисты не отказывались от коротких заказов», — говорит водитель такси Александр (название компании он попросил не упоминать).
Действительно, если ехать на короткую дистанцию таксистам невыгодно, то почему бы им не поднять цены?

Нам, как потребителям, этого, конечно, не хотелось бы. Но у нас же капитализм и рыночная экономика — почему на севастопольском рынке такси не работают законы спроса и предложения? Или поднимать цены таксистам у нас кто-то мешает?

Ответ на этот вопрос «Примечания» попытались получить в Ассоциации Севастопольских такси. По номеру телефона организации, указанному на сайте правительства Севастополя, отвечала какая-то бабушка, которая, к тому же, плохо слышит.

У диспетчера одной из служб такси корреспондент «Примечаний» получил номер телефона Ассоциации — почти такой же, за исключением двух цифр. Но ответил другой диспептчер. В итоге, дозвонившись-таки до директора Ассоциации Эдуарда Блюма, корреспондент «Примечаний» остался без комментариев.

Зато интересные вещи рассказала нам глава профсоюза такси Севастополя и представитель комитета по транспорту при правительстве города Алла Лазарева. По ее словам, трудности с подачей машин возникают, когда в районе заказчика все машины заняты — в этом случае свободному водителю из другого района действительно может быть невыгодно брать «чужой» короткий заказ.

«Как представитель комитета по транспорту я ратую за повышение цен на официальных началах, потому что транспорт — это средство повышенной опасности, и за ним нужен должный, своевременный уход, чтобы не подвергать риску пассажиров», — отметила Алла Лазарева.

Правда, по ее словам, у компаний есть услуга: платишь больше — и тебе подают машину из другого района. Но ее диспетчеры не всегда предлагают. «Мы стараемся не пользоваться этой функцией, потому что члены правительства против этого возражают», — сообщила Алла Лазарева.

Правда, в правительстве Севастополя «Примечаниям» сказали, что они ни в коей мере не причастны к тарифам частных служб такси, и в регулировании цен не участвуют — это, по словам чиновников, вопрос рынка.

Так почему же закон спроса и предложения на этом рынке не работает, и мы сталкиваемся не с растущими из-за высокого спроса тарифами, а с проблемами при вызове такси на короткую дистанцию?

Возможно, поднять цены операторам мешает конкуренция — как со стороны переселившихся в город вместе со своим транспортом жителей Донбасса, так и конкурентов с материковой части России.

Сами таксисты в частных беседах с этим соглашаются и на чем свет ругают «понаехавших». Но тогда почему эта пресловутая конкуренция тоже не работает, и к клиенту на короткую дистанцию почти все участники рынка едут неохотно?

Это так и осталось для нас загадкой. Может быть, и правда, кто-то в правительстве попросил службы такси не поднимать базовый тариф, чтобы не злить народ, но не афиширует это?