Не многовато ли мы платим за домофон?

Севастопольские форумы пестрят сообщениями о том, что ежемесячная плата за пользование домофоном так же незаконна и абсурдна, как, например, плата за пластиковые окна в квартире после их установки. Мы попытались разобраться, действительно ли плата за домофон необоснованна, а компании берут деньги ни за что.
Анна Данилова
02.10.2015

В Севастополе с каждым днем становится все труднее найти многоквартирный дом, на подъездных дверях которого не установлен домофон. Это объяснимо. Но посчитаем сумму, ежемесячно собираемую с вашего дома: допустим, в доме 11 подъездов, 5 этажей, по 3 квартиры на этаж. Итого — 165 квартир в доме. Плата за домофон составляет 40 рублей в месяц с каждой квартиры. Выходит, каждый месяц домофонная компания получает 165х40=6600 рублей.  А это 79 200 рублей в год с одного дома, не считая денег за установку. Если умножить это число на количество домов в городе, можно получить немалые цифры. И весь этот доход приходится всего на несколько компаний.

Проанализировав, когда последний раз ваш домофон ломался и ремонтировался, можно легко определить, сколько тратит компания на обслуживание и ремонт вашей двери и домофона.

Итак, не многовато ли мы платим?

Этот вопрос мы задали начальнику Государственного жилищного надзора города Севастополя Галине Чагиной. «Есть коммунальные услуги — это отопление, горячая вода, холодная вода, электроэнергия. А есть дополнительные услуги, куда входит обслуживание антенны, радио и домофона. Обслуживание в жилищном законодательстве — это содержание и текущий ремонт. Поэтому плата за домофон законна и обоснована», — говорит она.

Существует несколько вариантов обслуживания и ремонта домофона и двери.

Наиболее распространенный — абонентское обслуживание с помесячной оплатой.

У него тоже есть несколько вариаций:

В первом случае домофон по договору не является собственностью жильцов. Тогда его обслуживание входит в обязанности фирмы, с которой заключался договор.

Согласно этому договору, кто не пользуется домофоном — тот не платит за него. У такой системы есть недостаток, вызывающий недовольство у некоторых пользователей: услуга оплачивается отдельно, ежемесячно, подобно тому, как оплачивается, например, интернет.

Второй вариант — между жильцами подъезда и домофонной компанией заключается договор купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, домофон становится общей собственностью покупателей — жильцов подъезда. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ, ремонт и обслуживание домофона уже являются обязанностью не тех, кто ставил устройство, а управляющей компании, с которой заключен договор по дому и входит в перечень и стоимость работ по содержанию общедомового имущества. Оплата за него включена в тариф квартплаты — в строку «Содержание общедомового имущества» квитанции.

Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает «плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

В таком случае за услугу платят все без исключения, даже те, кто домофон не устанавливал, а тариф получается еще выше, чем в первом варианте — из-за посредничества управляющей компании.

Есть еще третий вариант — обслуживание по необходимости. Домофон переходит в частную собственность жильцов без посредничества управляющей компании, ежемесячная плата не взимается (а если и взимается — то незаконно). Зато в случае поломки оборудования жильцы платят из своего кармана — если, конечно, оно не находится на гарантии.

В двух последних случаях домофон является собственностью жильцов, и отключать трубку домофона компания не имеет никакого права. Это уголовное дело — покушение на имущество граждан. В таком случае юристы рекомендуют написать заявление в полицию.

В общем, не забудьте внимательно изучить договор по домофону. Если у вас «обслуживание по необходимости» — все платежки, присылаемые домофонной компанией ни что иное, как попытка вас нагреть.

Кстати, не стоит забывать, что домофонная компания после установки не освобождается от исполнения гарантийных обязательств и обязана бесплатно устранять поломки в течение пяти лет.

Теперь попробуем разобраться, что входит в плату за домофон.

В типовом для Севастополя договоре прописано:

Исполнитель  (домофонная компания) принимает на себя обязательства:

1. По техническому обслуживанию и регламентному ремонту системы аудиодомофона.

Техническое обслуживание включает:

- Проведение плановых профилактических осмотров и работ, необходимых для содержания аудиодомофона в рабочем состоянии, не реже 2 раз в год.

- Регламентный ремонт подразумевает устранение всех неисправностей аудиодомофона.

2. Устранить неисправности домофона в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки Заказчика.

3. Восстановить оборудование, вышедшее из строя вследствие вандальных действий в течение 7 рабочих дней.

Мы связались с «Арсеналом безопасности» — одной из городских домофонных компаний с целью выяснить, как рассчитывается оплата: почему мы платим именно столько и ни рублем меньше.

«Абонплата начисляется за обслуживание домофона. Все это просчитано», — говорит девушка на том конце провода. Впрочем, это мы и так уже знаем. Но что конкретно входит в этот расчет?

«Если трубка сломается, мы меняем бесплатно, если дверь у вас ломается, мы обслуживаем бесплатно, все запчасти за наш счет», — девушка явно начинает злиться.

На вопрос: «А если ничего не ломается?» отвечает: «Значит, вам повезло. Если вас что-то не устраивает, не подключайте домофон, мы не против. На этом все. Хотите подключаться — придите, оплатите». Судя по всему, дотошных там не любят.

Параллельно мы попытались узнать, почему плата начисляется даже за оборудование, которое находится на гарантии и в ответ услышали: «Мы ремонтируем и обслуживаем домофон бесплатно!»

Почему же тогда мы платим каждый месяц?

Тут девушка не выдержала: «Извините, у меня вторая линия». И положила трубку.