Миссия невыполнима, или Как уехать утром на работу

Тем, кто живет в районе конечных остановок, относительно повезло, но для тех, кто живет, например, на Юмашева, поездка на работу превращается в квест с борьбой за выживание. Население растет, а общественного транспорта становится меньше. Ситуацию может спасти только повышение тарифа, считают перевозчики.
Анна Данилова
06.10.2015

Теперь не только жители Инкермана оказываются по утрам в транспортной изоляции. 

«На остановках толпы, а все топики просто проезжают мимо, даже не останавливаясь. Уехать невозможно», — жалуются люди, стоящие в толпе на остановке Юмашева.

«Ехала утром на учебу, водитель просто взял и высадил на Восставших всех, кто ехал стоя, и меня в том числе», — рассказывает студентка одного из городских вузов.

«Ситуация изменилась в худшую сторону, даже если сравнить с прошлым годом. Хочется — как лучше, как раньше, а не как сейчас. То ли людей стало больше, то ли автобусов меньше, а может, и то, и другое. Чтобы залезть в автобус приходится раньше вставать», — вздыхает студентка филиала МГУ Ирина.

Действительно, соревноваться, кто первый добежит до автобуса, приходилось не всегда: всего пару лет назад автобусы по утрам ездили полупустые. Теперь люди толпами, как пираньи на мясо, бросаются на каждую подъезжающую маршрутку.

«На четверку — огромная очередь, даже на конечной. Как люди уезжают с других остановок — представить не могу», — говорит военнослужащий Сергей, наблюдающий за ситуацией на остановках из окна личного авто.

По данным Росстата, миграционный прирост населения с января по июль 2015 года составил почти 12 тысяч человек, а это на 10 тысяч человек больше, чем за тот же период прошлого года. «Миграционный прирост за счет обмена населением с другими субъектами России составил 6095 человек». То есть, население за месяц растет в среднем на две тысячи человек.

Глава департамента здравоохранения Юрий Восканян недавно заявил, что реальная численность населения Севастополя на 100-200 тысяч человек больше, чем указано в официальных данных, в частности за счет осевших беженцев из Донецка. Напомним, по данным того же Росстата, на 1 августа 2015 года в Севастополе проживает 409 952 человека. Несложно представить, как выросла нагрузка на транспорт.

Однако, по словам одного из основных перевозчиков города Петра Федчишина, рост населения Севастополя на транспорте не отразился. И это при том, что с маршрута пришлось убрать немало автобусов. «Половина автобусного парка у нас стоит в связи с отсутствием финансов. Не было такого, чтобы стояло больше двух машин, а сейчас стоит уже больше 30 машин. 12 рублей — самая низкая стоимость проезда в России. При такой стоимости мы не можем обеспечивать безопасность перевозки пассажиров. Нам все труднее и труднее выполнять договорные обязательства и держать определенное количество транспорта на маршруте», — комментирует Федчишин.

По его словам, перевозки абсолютно не приносят прибыли, денег нет ни на покупку запчастей, ни на покупку расходных материалов. «Раньше везли с Украины, а теперь этого сделать нельзя. 90% нашего транспорта произведено в Украине. Запчасти завозят контрабандой, и нам приходится покупать их втридорога, а запчасти — достаточно значительная составляющая в расходах перевозчиков», — рассказывает предприниматель.

Единственным решением проблемы предприниматель видит повышение тарифов: «В районе 18-24 рублей. Увеличилось бы количество автобусов средней вместимости, где можно брать стоя, интервал между этими автобусами был бы сокращен. Минимальным тарифом нужно сделать 18 рублей и выше, в зависимости от протяженности маршрута. При таком тарифе мы могли бы задействовать транспорт, который сейчас стоит, приобрести новые транспортные средства. Парк в городе абсолютно не обновляется. Сегодня 50% автобусного парка — маловместимые автобусы. Если их не будет, а будут автобусы средней вместимости и троллейбусы, пробок и людей на остановках уменьшится на порядок».

«Раньше мы позволяли себе каждые два-три года менять покрытие на полу, занавески, чехлы на сиденья. Сейчас нет таких средств. Позиция запчастей составляет 30% от стоимости проезда, а стоимость запчастей в три раза выше, чем по России. В Санкт-Петербурге стоимость проезда — 40 рублей. На эти деньги они могут позволить эксплуатировать транспорт не более пяти лет. А мы эксплуатируем металлолом, опасный для пассажиров», — делится предприниматель.

Страшно представить, что будет ближе к зиме, когда погода испортится. Людям придется стоять на остановках в снег и дождь часами.

Начальник управления транспорта Севастополя Евгений Бабич также считает, что рост населения почти не отразился на работе транспортных предприятий, а причины тех самых столпотворений на остановках в том, что в бухте Казачьей в эксплуатацию ввели новые дома, а на перекрестке отсутствует светофор, который, по словам начальника, будет поставлен в этом году. «Круговое движение 95-го автобуса по графику составляет час и три минуты. А с учетом того, что транспорт простаивает в пробке на перекрестке — час и сорок минут».

«Если перевозчикам невыгодно возить пассажиров — будут выходить новые перевозчики. В рамках увеличения количества транспорта на улицах города у нас запланировано обновление парка — 90 автобусов средней вместимости и 61 троллейбус. Договор планируется заключить в этом году, сроки поставки техники — около 60 дней», — сообщил Бабич.

Но будут ли выходить на маршруты новые перевозчики при действующих тарифах и решит ли увеличение количества автобусов большой вместимости проблему с толпами на остановках — покажет время