«Число таких детей растет катастрофически. Не всем сразу ставят диагноз и не все сразу после этого готовы общаться — у нас в обществе все так социально завязано, что ты сразу начинаешь себя чувствовать каким-то неполноценным, — рассказала Вероника Нестерова из Симферополя. — Я вообще не понимаю, что делает наша социальная система кроме того, что выплачивает нам пенсию по уходу. Я никогда не имела никакой социальной помощи. Наши семьи выброшены за пределы системы».
По информации собеседницы агентства, в настоящее время в крымских школах обучается более 300 детей-аутистов, при этом ситуация с педагогами на полуострове неплохая, однако в целом социальная система профессионально не адаптирована к работе с такими семьями.
«Я, например, не могу с сыном пойти сдать кровь из пальца — врачи не готовы уделить ему полчаса вместо трех минут. Я не могу отвести его на элементарные обследования, — констатирует Вероника Нестерова. — Получается, проблема набирает обороты гораздо быстрее, чем профессиональное сообщество учится с ней работать. Врачи вообще мало об этом информированы, особенно педиатры, которые ведут детей. А ведь чем раньше обнаружишь, тем лучше».
Хорошее подспорье семьи с детьми-аутистами видят в создании специализированного центра с комплексом услуг как для самих детей (обучение, медицинская помощь, бассейн, сенсорные комнаты), так и для их родителей (психологическая поддержка). «Я думаю, что такой центр, даже если он будет коммерческий, будет очень востребован, потому что специалистов очень мало, а таких детей становится больше, — считает Ирина Сафонова из Севастополя. — Наших детей все время пытаются как бы отделить от общества. И нам, родителям, постоянно приходится бороться за их место в школе, в детском саду, на детской площадке».