Как оказалось, осеннее падение продаж наблюдается почти у всех, но вот с платежеспособностью севастопольцев это связано лишь в ряде случаев.
Автомобили
В автосегменте падение продаж в первую очередь связывают с почти полным отсутствием кредитования.
«Еще два-три года назад 50-60% от всех продаж и на Украине, и в России составляли кредиты. На сегодняшний день те организации, которые их предоставляют, ломят немаленькие процентные ставки, на что люди не согласны», — рассказал «Примечаниям» представитель ООО «ПРОВАНС-АВТО» — официального дилера Peugeot в Крыму и Севастополе. По его словам, навредили и скачки валюты.
«Сначала доллар идет вверх, и народ спешит покупать, как только падает — падают и продажи. Так и сейчас — тишина уже несколько недель. С начала года продажи упали процентов на 20. Если для России показатель долларовый не настолько важен (они всю жизнь все считали в рублях), то мы пока к этому не привыкли и болезненно реагируем на колебание курса».
А вот у Toyota-Центра свои проблемы — покупателей у автосалона больше, чем товара.
«Падение произошло до 20% с начала года. Главная причина — дефицит автомобилей. Завод изготовитель выпускает недостаточное количество автомобилей, — рассказали представители «Toyota Центр Севастополь Омега Моторс». — Аналитики поставщика спрогнозировали падение рынка по России. Прогноз не оправдался, из-за этого у нас недостаточное количество автомобилей модельного ряда на складах. При этом сейчас продажи идут гораздо лучше — примерно на 70% по сравнению с показателями «украинских лет».
В то же время в продажах комиссионных автомобилей наблюдается сезонный спад. «Летом у нас дела шли очень хорошо, а сейчас снова валютный скачок, поэтому пока что затишье», — рассказали «Примечаниям» в автоцентре «Хаммер».
Как видим, кризис не глобально повлиял на активность покупателей автомобилей в Севастополе.
Apple
Представители магазинов по продаже «яблочной» техники отмечают, что жить стало дороже, из-за этого немного упал спрос. Но в целом виной совсем другие критерии.
«Продажи действительно по сравнению с прошлым годом упали. Но тут виной не только уровень жизни — у бренда Apple вообще своя атмосфера. Во-первых, конечно, навредили скачки курса валют. Во-вторых, некоторые модели не спешили раскупать, потому что они напомнили людям «Самсунг гэлакси», говорили «Apple себя изжил». Но в целом продажи идут, без какого-либо крутого ажиотажа, но идут. Модели 4s, 5s, 6 пользуются спросом. Вообще, сформировался уже некоторый круг людей, которые привыкли к бренду и привыкли каждый год обновлять телефон с выходом нового флагмана. Это уже стабильно», — рассказали нам в магазине iSmart.
Предприниматель, занимающийся продажей техники Apple на севастопольском форуме, с такой позицией согласен, но отмечает, что подорожавшая жизнь повлияла на активность покупателей.
«Люди откладывают покупки таких «игрушек» на второй план. Разве человек при зарплате в 25 тысяч рублей может позволить купить себе айфон за 55? Буквально год назад з\п 25 тысяч рублей — это было примерно 800$, сейчас же это 400$. Но при Украине процветал серый импорт, то есть неофициальный, цена на который значительно ниже, чем на официальный. В России 90% импорта — «белый» ввоз с гарантией от Apple Россия. Раньше техника Apple считалась совсем премиум-сегментом, сейчас же покупают все, кому не лень. В общем и целом продажи идут неплохо, но мы прогнозировали результаты повыше — летом, например, не было прогнозируемого скачка реализации. Возможно в связи с летней девальвацией рубля. Сейчас немного стабилизировался курс, люди снова начали покупать». По словам Андрея, несмотря на то, что новый флагман iPhone 6S большого ажиотажа пока не вызвал, заказы на него уже есть. К слову, стоимость 6S варьируется от 55 до 77 тысяч рублей, в зависимости от объема встроенной памяти. Но и его появления многие севастопольцы ждут с нетерпением.
Элитная парфюмерия
Так как представители «Летуаль» в Севастополе делиться какой-либо информацией с нами не захотели, «Примечания» отправились в магазин поменьше — Parfumerie (экс-«Грей»), чьи представители сообщили нам, что упавшая платежеспособность жителей города напрямую повлияла на их возможность приобретать элитные парфюмерные бренды.
«Жить стало дороже», — обозначила администратор магазина. Хотя, возможно, небольшому магазину вредит конкуренция, а именно более крупный парфюмерный гигант — «Летуаль», часто радующий своих покупателей распродажами и акциями, чего маленький магазин себе не часто может позволить. Но это лишь наши догадки.
Как показал опрос, кризис отразился не на всех. Так что севастопольцы, с одной стороны, не прибедняются. Однако спрос на дорогие товары в городе не угасает: в Севастополь вливаются большие федеральные деньги, а раз так, то всегда найдутся те, кого обдаст брызгами от этого фонтана. Благо, подрядчиков у местного правительства хватает.