Практически каждый севастополец сталкивался с водителем-хамом прошлым летом, когда только начали ходить рубли. Автор сам становился жертвой неадекватов, кидавших в лицо украинские монеты. Те, кто посдержанней, кидали их в окно: сверкающая от мелочи дорога у остановки Нахимова год назад была обычным зрелищем. Сейчас мелкими монетками тоже бросаются — только уже российскими 50-копеечными.
Почему водители маршруток их не любят, можно понять. Но ведь они и крупные купюры тоже не любят. И средние не любят. Да и вообще — что они любят? А если ничего, повод ли это орать на пассажиров?
Недавно в Симферополе водитель пытался высадить ветерана за его якобы неприятный запах. И высадил бы, если б за мужчину не вступилась другая пассажирка, очень кстати оказавшаяся журналисткой, которая и опубликовала эту историю. А сколько в день таких случаев происходит без журналистов? И не только таких, и не только в Симферополе?
«Проходи дальше, чего встала?». Наверное, пассажирка не права. Но можно же выразить эту мысль по-другому.
Молчание в ответ на просьбу остановить. Едешь и не знаешь — услышал он тебя или нет, остановит — или проедет мимо. А переспросишь, еще наорет.
«Дверью не хлопай!». «Дверь не трогай, кому говорю! Она автоматическая!». «Куда с сумками прешь!?».
Плюс к этому — резкие разгоны и торможения, не менее резкие маневры в потоке машин. То, что люди в салоне валятся друг на друга, не волнует. «Эй, не дрова везешь!». «Я сам знаю, дрова или нет!».
А если учесть еще, что наши водители набивают маршрутку битком, то такая «перевозка дров» еще и травмоопасна. Ваш покорный слуга однажды, спеша на работу, решила-таки поехать стоя, и при резком торможении вывихнула руку, некоторые пассажиры попадали. На всеобщий крик «ну как так вообще можно водить» маршрутчик попросту выругался, сообщив всем, что сами виноваты, позалазили тут, понимаешь. Вопрос без ответа: кто должен контролировать степень наполняемости: пассажиры или водитель?
«Слышала не одно мнение от туристов с материка, что хуже водят лишь в Ростове, — рассказывает «Примечаниям» Дарья. — И еще поражает, как долго можно простоять на пешеходном переходе в ожидании, пока машина уступит тебе дорогу. И кстати. Меньше всего готовы пропускать маршрутчики. В Севастополе точно правят дорогами водители».
«Вот когда пьяные заходят и обрыгивают тебе весь салон, вы бы как себя повели? — Оправдывается водитель 109-й маршрутки Михаил. — Конечно, встаешь и выводишь его». Но тут же сам признает, что жалуются пассажиры часто: «Вообще, у нас осталось совсем немного нормальных водителей, потому что нормальные уходят на более высокооплачиваемую работу. Еще при таком отношении со стороны пассажиров. Оно нам надо?»
Платят водителям маршруток в Севастополе и правда немного. «Я убиваюсь каждый день на работе и еле-еле 25 тысяч наскребаю», — раздраженно говорит другой водитель, Евгений. По его словам, два года назад он зарабатывал в пересчете на доллары столько же, но работал в два раза меньше.
«Платили бы больше, если бы правительство города разрешило тарифы поднять, — говорят перевозчики. — 12 рублей с человека не хватает, чтобы содержать и ремонтировать транспорт, не говоря уже о зарплатах. Сделали бы хоть 17, как в Краснодаре, уже было бы легче. Хотя и этого, если честно, мало, потому что у нас здесь топливо дороже, чем на материке».
Некоторые опрошенные связывают озлобленность со значительным ростом населения города. Это правда: даже в правительстве признают, что народу в Севастополе за последние полтора года стало на 100-200 тысяч человек больше. А число маршруток особо не увеличилось.
Но давайте по-честному: хамья всегда хватало. И вообще, не можешь контролировать эмоции — не работай с большим количеством людей.
Еще один водитель, Сергей, приводит пример. «Заходит ко мне человек с купюрой 5 000 рублей. А я ему и говорю: представь, все 18 человек и все заходят с этой купюрой. Это мне сколько с собой размена возить? 200 тысяч? Ругаемся даже не из-за того, что с пятью тысячами, а потому, что у нас при выходе платят, а везде — при входе. Мне ехать надо, а он мне эту купюру сует! Я и так сдачу дам, мне не тяжело!! Просто дают не вовремя!!! А еще, когда идешь первым кругом — там, в пять-шесть утра: тем более нет сдачи!!!! Мы же не можем выходить из дома и 10 тысяч мелочью в кармане нести!!!!!», — тут Сергей перешел на крик и корреспондент «Примечаний», от греха подальше, ретировалась с остановки.
Один из городских перевозчиков, Петр Федчишен, считает, что пассажиры сами во всем виноваты.
«В основном жалобы идут на то, что водитель автобуса опоздал на минуту-две, — пояснил перевозчик. — Люди некоторые уж очень пунктуальны, для них это важно. На хамство давно уже никто не жаловался. Я уж и не помню, когда это было. Да и тем более, нахамить могут обе стороны. Очень часто жалобы провоцируют и сами пассажиры. Обидеть ведь и водителя можно».
Ну да, конечно.
Все мы люди и ситуации бывают разные. Важно помнить, что в основе беспричинного гнева, как правило, лежит осознание собственной неправоты. А если душа просит справедливости, то в маршрутках всегда есть объявление, по каким телефонам необходимо сообщать о хамском поведении водителя.