Остановки Севастополя умнеют на глазах

В Севастополе появилась очередная «умная» остановка. Ту, что на Ушакова, знают уже все. На подходе — площадь Нахимова. Кто стоит за нововведениями и сколько стоит каждая «обновка»? «Примечания» поговорили с инвестором проекта главой компании «Городские инновации» Антоном Червинским.
Нина Авдеенко
17.10.2015

«Я достаточно много путешествую и во многих странах видел такие креативные инфраструктурные объекты. К примеру, во Франции этим занимается компания JCDecaux, их разработки — уже неотъемлемая часть городского дизайна: велопарковки, остановки, афишные тумбы, даже туалеты — все это красиво и эстетично. 

Я с 2006 года занимаюсь рекламой и меня, в том числе как рекламщика, привлекли именно остановки. Хорош сам формат металла, стекла и дерева. 

Мы решили «примерить» задумку на Севастополь и уже тут совместно с дизайнером Евгением Брянцевым разработали проект. Помимо архитектурного вида, мы решили наполнить объекты функционалом: добавили зарядки, ситипеи, видеонаблюдение, бесплатный wi-fi. В той же Франции этого нет.

В свое время мы прошли конкурс на градостроительном совете, где было представлено несколько проектов от разных компаний, в том числе от московских. Но, по большей части, это все были ларьки с козырьками, поэтому наши наработки выделялись из общей массы. Надо отдать должное севастопольским архитекторам, которые подсказали нам несколько деталей, мы добавили их к своему варианту, усовершенствовали козырек, например.

В реализации идеи нам помогли несколько компаний:  SevStar Technology подвели оптоволокно для интернета, организовали видеонаблюдение. Компания Payberry разработали специально для наших остановок терминал, встраиваемый в стеклянную стену остановочного комплекса. Более того, мы договорились с полицией, чтобы видеонаблюдение полностью велось дежурной частью города, розыскным отделом. Часть камер направлена на дорогу, часть на остановку. 

Так как много краж происходит именно во время посадки-высадки пассажиров, а на дорогах часто случаются ДТП, такое видеонаблюдение крайне полезно. Помогло оно и в самом начале, когда мы только поставили остановку на Ушакова — несколько раз у нас крали зарядные шнуры. Благодаря видеонаблюдению и СМИ, воры очень быстро стали всем известны в лицо — этого оказалось достаточно, чтобы другим стало неповадно.

«Ушаковская» остановка была тестовой. Мы увидели, что людям не хватает мест, поэтому «нахимовскую» мы удлинили на 2,5 метра. Правда, из-за этого пришлось добавить дополнительную опорную стойку. Мне это не очень понравилось, так как я поклонник минимализма, поэтому пришла идея облицевать ее деревом и добавить зарядных устройств, и вместо двух их уже, кажется, около десяти.

Всего мы хотим установить порядка 30 таких остановок. У нас их просто еще не везде можно поставить — многие остановки заставлены магазинами, туда даже при большом желании остановку не влепить. Вообще, планируем ставить один каркас в десять дней — делать закладные ямы и монтировать. Дальше уже бригада будет заниматься облицовкой и сборочными нюансами. До конца года хотим установить около десяти остановок.

Один остановочный комплекс в среднем стоит около 1,2 миллиона рублей. Конечно, любое инвесторское вложение должно в перспективе окупаться. Наш интерес — доход от рекламы и платежных терминалов. У нас сроки окупаемости в районе 3-4 лет, в зависимости от того, где расположена остановка. В менее проходных местах (ПОР, Меньшикова, Остряки) дай бог, чтоб за пять лет окупились.

Конечно, было бы мне 80 лет, я бы, наверное, за такой проект не взялся бы. Но мне 30, и вся жизнь впереди, я готов подождать несколько лет возврата своих инвестиций, поэтому и иду на риск. Многие рекламщики Севастополя тоже не понимают моего интереса. Но одно дело ты поставил борд, который тупо приносит тебе деньги, и другое — целый инфраструктурный объект с большим функционалом. Это и для города значимо, и для меня, как для предпринимателя, экономически обосновано.