«Я был свидетелем тому, как удивлялись многие из российских чиновников после присоединения Крыма той системе, которую они увидели в республике, — точнее не в Крыму, а на Украине, после того как Крым стал частью России.
Дело в том, что коррупция существует в любом обществе: и в США, и в ЕС, и в азиатских странах, и в России. Коррупция в России носит двухуровневый характер. Существует федеральный уровень — проекты, к которым привлечено самое большое внимание: об этом постоянно говорят, об этих расходах, как это происходит, но самое интересное в том, что по сути к повседневной жизни людей этот федеральный уровень никакого отношения не имеет. То есть к нему имеют отношение только свои, к нему не подпускают чужих, а размер, хотя и впечатляет, но на самом деле, я думаю, одновременно с этим выполняется еще и большая социальная нагрузка. При этом делается дело.
Второй уровень — уровень местный. На уровне местной власти многие создают свою собственную систему коррупции, но это по сути, как ни странно звучит, часть элемента управления в России. Об этом известно, это остается "крючками", на которых и местного губернатора и местную власть держат на контроле. И в любой момент все может для человека закончиться. Это своеобразный инструмент управленческого контроля. При этом обе эти системы друг с другом не связаны.
Кроме того, как образно выразился один представитель местной власти другого региона, «делиться надо». Многие из них должны нести своеобразную социальную нагрузку, то есть проще говоря: воруешь, но должен делать еще на эти деньги что-то полезное для своего региона. Если не делаешь, то это для тебя плохо. Это коренным образом отличается от того, что было на Украине, где система коррупции была тотальной. Поэтому, столкнувшись с этой системой, российские чиновники были в шоке.
Подобные теоретические расклады необходимы для того, чтобы понять, что же сейчас происходит в Крыму, а происходит не что иное как приведение к нормальной российской системе: то есть тотальной системы коррупции в Крыму создано не будет, в России такое недопустимо. Если этого не понимают те, кто должен это понимать, то они очень быстро прозревают, но совершенно другим способом. Фотография чиновника, депутата или еще кого-либо, лежащего на полу с наручниками за спиной, — это впечатляет достаточно быстро. Помимо коррупционной составляющей в России существует еще один важный момент — дело должно быть сделано. Если сформулированы цели, ты должен их достигнуть. А ситуация, которая существовала на Украине, когда можно было спокойно забыть, а для чего это делается, и просто "разобрать" средства, — это просто недопустимо. Таким образом, масштабы коррупционных скандалов в Крыму, о которых так много говорят в последнее время, связаны в том числе и с тем, что просто наводится порядок».