Замкомандующего ЧФ по работе с личным составом Юрий Ореховский:
Мощный взрыв в носовой части линкора «Новороссийск», стоявшего на бочках в бухте, потряс весь Черноморский флот и город Севастополь. В ту ночь моряки, которые боролись за живучесть своего корабля, продемонстрировали мужество, героизм, верность военной присяге, данной своему народу, и выполнили свой долг до конца.
Букеты с черными лентами легли и к табличке на набережной у военного госпиталя, которая сейчас носит имя Моряков линкора «Новороссийск». 60 лет назад сюда свозили их тела.
Виктор Салтыков, старший матрос «Новороссийска», зенитчик:
Тела укладывали у госпитальной стенки лицом вверх.На второй день нас, немногих спасшихся, привели туда на опознание. Я узнал своего соседа по кубрику Рыбникова, его в деревне под Воронежем ждала невеста - доярка Катя. Тела матросов всплывали еще месяц — многие остались под кораблем и в нашем 28-м кубрике. Последнего бойца нашей батареи нашли 31 декабря.
Прошло 60 лет, а я до сих пор просыпаюсь среди ночи, и погибшие ребята, с которыми я служил, стоят перед моими глазами. Не могу уснуть, иду на кухню, опять поднимаю книги, газеты. Судьба меня заставляет все это заново вспоминать и искать ответы.
К 60-летию трагедии в музейных залах Михайловского равелина открылась выставка, посвященная линкору «Новороссийск». Документы, фотографии, предметы с корабля рассказывают его историю от постройки до гибели. Экспозиция повествует и о действиях особой экспедиции — водолазах, которые искали выживших в отсеках затонувшего корабля. Более 300 портретов черноморцев с «Новороссийска» составили памятное панно, которое и дальше будет пополняться снимками.
В тот же день состоялся молебен и траурный митинг на Братском кладбище Севастополя, где на мемориале написаны 611 имен погибших членов экипажа, еще 44 бойца покоятся на кладбище Коммунаров.
Председатель совета ветеранов линкора «Новороссийск» Николай Бретанчук:
Написано много книг и статей о причинах взрыва. Госкомиссия, расследуя трагедию, пришла к выводу, что корабль подорвался на связке донных мин времен Великой Отечественной войны. Но наши севастопольские специалисты с этим не согласились - все были едины во мнении, что произошла диверсия. И позднее итальянцы признали, что это была работа их диверсионной группы.
У братской могилы «новороссийцев» год от года спорят о причинах взрыва, но в одном мнения сходятся — экипаж совершил настоящий подвиг, борясь за спасение своего корабля.
Линкор «Новороссийск», изначально носивший имя Giulio Cesare, был построен в 1910-1914 годах в Генуе. До 1948 года входил в состав итальянского флота, участвовал в первой и второй мировых войнах. Перешел к СССР в качестве репараций. Поступив на Черноморский флот, прошел модернизацию на «Севморзаводе», стал флагманом флота. Линкор затонул в Севастопольской бухте в ночь на 29 октября 1955 года в результате взрыва. По разным данным, во время трагедии погибло от 640 до 720 человек, как членов экипажа, так и участников спасательной операции с других кораблей.