Творить — значит сворачивать с нахоженных троп. Ярослав однажды и сам сделал такой выбор, когда на «закрытом голосовании» победила душа. И он пошел за ней, за тем, что дорого его сердцу и наполняет его жизнь смыслом. Офицерское прошлое ощущается в манере себя держать, взвешенности слов и ответственности. С учетом того, что в зоне его ответственности — дети.
Чем это интересно? Отвечу: детей не развлекают, а раскрывают их потенциал. Им помогают научить себя (!) применять получаемые знания в жизни. Фактически дети в возрасте от 12 лет уже выбрали профессию программиста и успешно развивают свои способности. Потому что понимают всю перспективность специализации.
Ярослав курирует 24 группы детей разных возрастов, младшему из которых 6, а старшему — 15 лет. Всего работает 7 преподавателей, средний возраст которых 25 лет.
На мой вопрос, что дает ему его работа, услышал с явным изменением интонации в голосе, ставшим более громким и отчетливым: «Понимание, что занимаюсь правильным делом. Я воспитываю будущее. Я прививаю навыки программирования — самого бурно развивающегося направления. Помогаю детям определиться с профессией».
Здесь много разных тематик, чтобы заинтересовать пытливое поколение. То есть понимать суть процесса и реализовывать это все на практике. Самостоятельно.
Наставников — двое на каждое занятие. Детворы в группе — не более 10 человек. Сделано это для повышения эффективности, чтобы каждый из ребят чувствовал внимание к себе.
Внимание — мотивация — результат.
Два окна. Девять светильников. Десять мальчишеских голов. Идет кропотливый процесс создания пушки — настоящего бумажного орудия, из которого можно стрелять. И это все только с использованием клея, бумаги и резинок.
Как вы думаете, сможет ли хоть один вихрастый мальчишка отказаться от такого удовольствия? Вот и я не смог.
Какой главный индикатор настоящего интереса у ребенка? Правильно — высунутый язык.
Чтобы создать реально интересную игровую среду, была разработана программа обучения на основе популярной компьютерной игры «Майнкрафт». В ней есть такой минерал «рэдстоун» — в нашем мире его функцию выполняет электричество, то есть источник энергии как таковой.
Дети учатся в игровой форме через простые механизмы и блоки создавать их в реальном мире: автоматические двери, автоматическое включение освещения и так далее.
Ребята не только понимают принцип их действия, многие из них опережают свою школьную программу обучения на 3-4 года. Здесь им приходится проходить законы физики и осваивать навыки программирования.
Тут же они сами пишут программы, которые заставляют работать ими же собранные контроллеры. В прозрачных пакетиках лежат детали. У каждого на столе мультиметр.
И обязательный ноутбук. Ведь на нем ребята и программируют. И уже в 12-летнем возрасте обретают знания, которые помогут в будущем заработать себе на жизнь.
Ярослав рассказал и про любимый многими конструктор «Лего», выступающий в жанре робототехники. Он помогает ребятне поверить в то, что любую сказку можно сделать реальностью. И заставить «леговские» фигуры ходить, ездить, на практике познавая основы электричества и схемотехники.
Развивая в детях такую самостоятельность, помогая им принимать на себя ответственность за свои действия, можно быть уверенным, что в будущем они станут самодостаточными личностями.
Детям важно дать развиваться в соответствии с их задатками, не ломая их природу. Признак правильного развития — живой искренний интерес, удовольствие от выполнения непростых задач. А для этого нужно пробовать. Чем больше ребенок попробует на пути взросления, тем проще ему будет определиться в жизни. И пусть это будет двадцать пять кружков и секций, в которые он проходит не больше месяца. Но порой только так он сможет почувствовать, к чему лежит его душа.