Монополия на «права» или право на монополию?

Учащиеся севастопольских автошкол, которым предстоит сдавать экзамен после 1 декабря 2015 года, могут остаться без прав. Причина — несоответствие материально-технической базы школ нормам российского законодательства. Какие автошколы в Севастополе могут закрыть?
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
29.10.2015

23 октября севастопольская ГИБДД провела совещание с представителями автошкол города. На нем руководству учебных предприятий было объявлено, что инспекторы наконец проверят оборудование школ на соответствие приказу №1408 от 26.12.2013 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств». Сроки поджимают: соответствующие акты необходимо оформить до 1 декабря.

По словам источника «Примечаний» в одной из автошкол, требования довольно жесткие. Необходимо иметь квалифицированных преподавателей, оснащенные по российским стандартам учебные классы, учебные автомобили, причем, как на ручке, так и с автоматом. Для тех, кто водит только автомат, в России предусмотрены отдельные права.

В классах, помимо компьютеров с обучающими программами по ПДД, должны стоять специальные тренажеры с рулем. Этот комплекс позволит определить психофизиологическую готовность будущего водителя к стрессовым ситуациям на дороге. Прежде чем садиться в реальный, курсанты, по задумке разработчиков программ, должны 4 часа провести в классе за рулем виртуального автомобиля.  Но это требование является необязательным: устанавливать комплекс или нет может решить руководство автошколы.

А вот реальные проблемы возникнут у тех, кто не имеет своего, оборудованного по букве закона, автодрома. Это должна быть площадка 0,24 га  с оградой,  освещением и искусственным афальто- или цементобетонным покрытием. На автодроме должны быть эстакада, соответствующая нормам, оборудованный светофором регулируемый и нерегулируемый перекресток, разметка, пешеходный переход и дорожные знаки. 

«Да, проблемы есть, причем почти у всех. Может быть, только две из девяти автошкол успеют  это сделать», — подтвердил «Примечаниям» по телефону директор другой севастопольской автошколы. По его словам, в городе функционируют два автодрома: один на Острякова, 15 у школы при ДОСААФ, другой — у автошколы «ССА» на улице Стахановцев, напротив АТП-14330.

Еще один автодром — на Дергачах — подвергся масштабной реконструкции. Он также принадлежит ДОСААФ. В свете приближающейся проверки хозяева заброшенной площадки вспомнили о ее существовании. Еще недавно она была доступна всем севастопольцам, сейчас автодром уже огородили, а после окончания работ заниматься здесь смогут только курсанты автошколы. Ремонт и дорогостоящее переоборудование закончатся не ранее чем через 2-3 месяца. Но затраты окупят себя — после проверки часть школ города, возможно, будет вынуждена уйти с рынка. И автодром принесет своим хозяевам ощутимые дивиденды: уже сейчас стоимость обучения подбирается к 40 тысячам рублей, а после 1 декабря может еще подскочить.

Остальные автошколы арендуют полигоны: у Министерства обороны — за «Муссоном» и у автошколы «ССА». И согласно разъяснениям, изложенным в письме МВД №13/4 — 8106 от 28.11.2014, заниматься на арендованных площадках можно. Но срок аренды в ближайшее время заканчивается, а о продлении пока ничего не известно. По словам нашего источника, право собственности на землю, на которой расположены автодромы, было выдано городом без права вести коммерческую деятельность. Соответственно, владельцы  площадок сдавать их в субаренду больше не смогут. В условиях жесткого цейтнота директора учебных заведений ищут в городе подходящую землю для строительства своих площадок и пытаются узаконить уже имеющиеся.

Что касается «свежих» автомобилей, то здесь у ДОСААФ тоже явные преимущества. Когда другие школы испытывают серьезные трудности с закупкой новых машин, которые по требованиям должны быть оборудованы дополнительным комплектом педалей и зеркал, эта де-факто государственная общественная организация получила недавно  несколько новых «Шкод», а сейчас покупает четыре «Рено», несколько «Грант» и «Хундаев».

Руководству автошкол сообщили, что те, кто не успеет пройти проверку, будут продолжать свою деятельность. А вот экзамены у курсантов в ГИБДД принимать не будут. Как только акт обследования и заключение ГИБДД будут получены, право сдавать «на права» будет восстановлено. «Если бы дали хотя бы до конца года доработать, или доучить группы уже набранные...» — сокрушается наш собеседник.

Как всегда, под ударом оказались простые севастопольцы — те, кто уже учится, но не успеет получить права до 1 декабря. Напомним, что в стране идет реформа образования водителей, в рамках которой на днях вступает в силу документ о новых, усложненных правилах приема экзаменов.  И пока эксперты в один голос твердят, что новые программы и требования помогут значительно повысить уровень начинающих водителей, фактически полумиллионный город рискует потерять 6 школ из 8 имеющих лицензию. Что ждет нас после возникновения такой «естественной» монополии? Очереди, повышение цен, взрыв коррупции? Покажет время.