Дмитрий Куринов, севастопольский инструктор по пейнтболу с 10-летним стажем, давно тренирует детей, разыгрывая разнообразные тактические сценарии. Он превратил «войнушку» в полигон, где мальчишки и девчонки разных возрастов раскрывают себя как личности. «Дядька с бородой» — чаще всего его запоминают именно так.
Чтобы узнать себя, человеку необходимо выйти за собственные границы: дозволенного, страшного, неизведанного. Погружение в разные условия делает личность многогранной, поскольку каждое событие наносит свои грани.
«Многие дети переступают через свой страх. За этим очень интересно наблюдать: как по-разному каждый из них себя ведет. Одному достаточно сказать: "Давай!", другого — подбодрить взглядом, а третий и сам пойдет, немного поколебавшись», — эмоции в голубых глазах Дмитрия контрастно меняются.
Вихрастые и с косичками, хулиганы и ботаники — в защитном камуфляже все становятся равны. И как нельзя лучше проявляются лидерские качества, умение взять себя в руки, анализировать ситуацию, брать ответственность за события, принимать молниеносные решения. Помните про лакмусовую бумажку?
Начиная говорить про детскую агрессию, становятся ли дети нетерпимее к окружающим, наш разговор постепенно перетек в другое русло, менее проторенное, но не менее интересное.
На мой вопрос, насколько по-разному дети преподносят себя и ведут в реальной обстановке на «поле боя», ответ был таким:
«Чем больше ребенок "кричит" о себе, чем менее внимательно слушает, практически стопроцентная вероятность, что он не преодолеет себя и спрячется. Но когда игра закончится, придумает самые невероятные причины, чтобы оправдаться».
— Интересно, а кто тогда лучше всего проявляет себя?
— Девочки.
Пока я округлял глаза, Дмитрий продолжал говорить: «За последние три года уже стало очевидно, насколько девочки все увереннее берут инициативу в свои руки, а парни все больше начинают бояться. И это касается детей разных возрастов».
Тут последовала история про «Павличенко» — таким героическим именем нарекли 16-летнюю девочку, впервые пришедшую на игру и уложившую всех своих соперников, большинство из которых были опытные стрелки и стратеги. Мне почему-то вспомнилась кавалерист-девица Надежда Дурова.
Пока Дмитрий рассказывает, я наблюдаю, как его ладонь ребром бьет по столу, жестикуляция рубленая и резкая, тело пружинит взад и вперед, раскачиваясь. Видно, что нарушение гендерного равновесия его не оставляет равнодушным.
Меня самого это жутко заинтересовало, поэтому стал пытать его вопросами в этом направлении. Оказалось, что такие девочки появляются все чаще. Совсем недавно была командная игра: с одной стороны — матерые игроки, с другой — такой же масти, но среди них была девушка. И опять 16 лет от роду. Она методично «выносила» всех противников, взяв в руки пейнтбольный маркер (вариант пневматического пистолета на сжатом воздухе). Впервые в жизни.
Почему девочки стали брать на себя инициативу в свои руки, не страшась идти вперед и преодолевать трудности, в то время как их сверстники, заведомо более сильного пола от природы, пасуют? Наверное, тут стоит взглянуть на развитие самого общества и его реалии, когда женщины вынуждены быть сильными.
Еще Дмитрию вспомнилась история, когда приехала компания молодежи от 17 до 19 лет: юноши и девушки. По развитию сценария надо было захватить дом. И пока прекрасная половина человечества уже брала его штурмом, сильная «мужественно» отсиживалась за кустами. И это не фигуральное выражение. На вопрос, почему не помогают, прозвучал ответ, что там страшно.
Приведенная им статистика — более наглядный аргумент. За 10 лет он наблюдает постоянное смещение пропорции между взрослыми и детьми, мальчиками и девочками. На заре игры в Севастополе взрослые составляли 99%, три года назад порядка 70%, а сейчас уже 55%. В арифметической прогрессии растет и «женская доля».
Хотя меня поражают не столько цифры, сколько неуклонная смена ролей в обществе.
Для ребенка пейнтбол становится средой с многовариантными событиями, в каждый момент которых надо принимать решения. Его мышление начинает работать аналитически, лишние эмоции отходят в сторону, ребенок настроен четко на решение конкретной задачи.
И это не только индивидуальное выражение себя, это и умение командной работы, умение доверять другому и брать на себя ответственность за них. Крайне важные качества для жизни отрабатываются в, казалось бы, простом развлечении.
Дети уносят с собой не только эмоции и браваду «посмотрите, какой я крутой», размещая фотографии и видео в социальных сетях. Они берут с собой гораздо большее, даже невидимое для них самих, становясь на пару часов взрослее. А вот жизненный опыт взвесить сложнее.
— Насколько сильно выражают дети свою агрессию в игре?
— Чаще всего всплески агрессии происходят именно после игры. Когда из пустой бравады до инструктажа в реальности человек ничем не может подтвердить свои слова.
— Заслуга родителей?
— Вероятно. Часто наблюдаю, насколько одинаково ведут себя дети с их родителями, когда приезжают вместе: та же модель поведения, те же интонации и слова.
Давая ребенку возможность самостоятельно принимать решения с самых ранних лет, мы открываем ему самого себя. Но для этого надо самому научиться доверять миру.
Дети поднимаются в собственных глазах, обретают безусловную уверенность в своих силах, им нет нужды что-то доказывать. Ведь сила — это не истошный крик, а безмолвное спокойствие.
Фото: Дмитрий Куринов