Несколько дней назад в Малом зале Гагаринского муниципалитета состоялся круглый стол, посвященный проблеме поборов. Инициатором и модератором этого мероприятия выступила прокуратура Гагаринского района, участниками стали представители Следственного комитета, директора школ, представители общественных организаций и родительская общественность.
Федеральным законодательством Российской Федерации не запрещена посильная помощь родителей учебным заведениям, однако для определения порядка и механизма ее оказания необходимы соответствующие постановления правительства Севастополя. Прокуратура еще в июне 2015 года внесла предписание о необходимости разработки и утверждения данного нормативного акта, однако «воз поныне там». Поэтому все сборы денежных средств, которые в настоящее время осуществляются в школах, остаются «вне закона».
Директора школ Гагаринского района громко и единогласно возмущались тезисом представителей прокуратуры РФ о том, что без соответствующей нормативной базы, деньги в школах собирать нельзя. Как нельзя и принуждать родителей к «благотворительности». Присутствующие представители «родительских комитетов» выражали мольбы о том, что «у детей должно быть самое лучшее и у директоров нет денег на катоды для сварки поломавшихся стульев». Все аргументы школьного руководства и активных родителей сводились к тому, что деньги собирали и собирать будут. При этом все дружно поднимали руки и свидетельствовали о том, что в школах Гагаринского района никакого принуждения к сбору средств не наблюдается.
Это мнение развеяла представитель прокуратуры, которой лично звонят домой активные родители и требуют сдачи денег на очередной «косметический ремонт». Несмотря на то, что перед началом учебного года школы получили деньги на подготовку, подобного рода «ремонты труб, замены светильников и покупка техники» продолжают быть в списке целей сбора средств с родителей. «Мы знаем, где вы работаете, но мы все равно заставим вас сдать деньги», — именно так формулируют призывы к благотворительности некоторые активные представители родительских комитетов.
Их деятельность, по мнению директоров школ, находится в правовом поле, однако наибольшее возмущение вызывают «обманутые вкладчики» и «неадекватные родители». Именно этими характеристиками директора школ награждают тех родителей, которые сомневаются в целевом расходовании собираемых в школе средств и тех, которые направляют жалобы в прокуратуру. По озвученным данным прокуратуры, число подобного рода жалоб от «неадекватных родителей» уже превышает все допустимые пределы и свидетельствует о системной проблеме с деньгами в сфере образования.
«Начальника-то нет. Кресло "главного по школам" является горячим, и за последний год уже увидела четырех руководителей», — именно так оправдываются директора школ в том, что решать проблемы с их руководством довольно сложно. Проще настойчиво попросить родителей «обеспечить работу учебного заведения» необходимыми ресурсами.
Консенсус не случился. Постановления правительства, вводящего родительские деньги в правовое поле, пока нет, и когда оно появится — не известно. Деньги директора школ посредством активных родителей продолжают собирать. Загнанные в угол обстоятельств они не видят иного выхода. К примеру, антитеррористические требования предполагают наличие в учебном заведении специализированной охраны в лице представителей ЧОП, но вот никто из правительства и департамента образования не сказал директорам, за чей счет оплачивать безопасность детей, и каков должен быть предел стоимости услуг профессиональных охранников. Вот и звонят родителям с просьбами-требованиями и пишут в дневники школьникам записки о том, что «сдать деньги в фонд школы, в фонд класса, на охранников, экскурсию, новый стул или подарок для учителя».
Представитель Следственного комитета РФ задал вопрос: «Если вас остановит на улице сотрудник полиции и попросит сдать денег на форму или новый пистолет, то вы крайне удивитесь. Почему же для вас является нормой требования и просьбы оплатить то, на что из бюджета выделяются деньги — ремонты школьных классов, мебель, учебники». Скорее всего этот вопрос был озвучен не для той аудитории, ведь директора заинтересованы в сдаче денег. Именно граждане плохо знают свои права и законы РФ, которыми им гарантировано бесплатное получение образования для их детей и соблюдения принципа прозрачности и добровольности при участии в благотворительности.