- Сергей Иванович, вы сказали, что топлива в Севастополе хватит на 29 суток. Я слышал, что привезут новые генераторы — это правда?
- Все резервные источники питания, которые есть и завозятся, нужны для временного использования. Например, для ремонтных работ, восстановления линий и подачи постоянного электричества. Поэтому объекты жизнеобеспечения и социально значимые объекты, где круглосуточно находятся люди (больницы, операционные, дома престарелых, интернаты, насосные станции и так далее) запитаны по временной схеме от резервных источников питания.
- Как долго они могут работать?
-Длительность их работы без поломок зависит от наличия топлива. С учетом того, что у нас составлен и подписан договор с поставщиками топлива и подвозы мы организуем, топливо у нас есть. Самый-самый запасной резервный вариант — это Черноморский флот, такие договоренности есть. Если возникнет необходимость, в чем лично я сомневаюсь, того запаса топлива, который у нас есть на сегодняшний день, будет достаточно.
- А что у нас с графиком веерных отключений?
- Сегодня главная задача — войти в график веерных отключений и своевременно доводить его до людей. Проблема в том, что тот график, который мы составляли, рассчитан на переток 60 мВт. Потом у нас пошло 75 мВт. Вчера был 90, сегодня — 80 вМт. То есть мощность зависит от количества абонентов, которые подключены. Кроме того, у нас есть медицинские объекты, которые не подлежат отключению, и есть объекты Черноморского флота, которые тоже не подлежат отключению, но находятся в общей системе. Вычленить их мы технически можем, но в ручном режиме. Сотовую сеть мы удержали. Но проблематика сотовой сети вот какая: есть станции, запитанные резервными источниками питания, остальные станции питаются от аккумулятора: когда идет веерное отключение, шесть часов аккумулятор не работает, и три часа заряжается. Поэтому мы с Севтелекомом предусмотрели мобильные генераторы, и сейчас разрабатывается график подзарядки этих аккумуляторов, чтобы не опустили сотовую сеть.
- Скажите, а электротранспорт будет работать?
- На сегодняшний момент мы не рассматриваем Севэлектротранс, потому что он потребляет 23 мВт — треть от того, что есть сейчас. Плюс котельные, которые потребляют порядка 20 мВт: при таком перетоке мы город оставим без света. Поэтому вместо Севэлектротранса на линии выведено более 90 автобусов, они дублируют маршруты троллейбусов. Причем резервные автобусы еще есть, и если понадобится, мы их запустим.
Надо понимать, что проблемы, которые сегодня перед нами стоят и которые надо решать, не на день или два. Нам обещали, что ситуация наладится 24-го, но теперь мы понимаем, что это долгий процесс.
- Неделя?
- Я думаю, месяц. Ну, если там (на Украине — прим. ред.) что-то не произойдет и за голову кто-то не возьмется.
- То есть до запуска энергомоста?
- Да. Энергомост, который обещают до 15 декабря, это дополнительная мощность, и если он пойдет, нам станет немного полегче. Но мы же понимаем, что для того, чтобы сделать Севастополь и Крым энергонезависимыми, нужна своя генерация — это две наши ТЭЦ, которые находятся в строительстве, и крымская ТЭЦ, плюс энергомост. Только тогда мы сможем жить в нормальных условиях.
- В детсадах и школах с 1 по 4 классы до пятницы объявлен выходной. Почему у нас нет генераторов в детсадах и школах?
- В обычных условиях мы, в соответствии с требованиями федеральных законов, не рассматривали установку резервных источников питания на школы, детские сады, потому что в нормальной ситуации аварийная обстановка не продолжается месяц-два. Тем не менее мы с Минэнерго уже рассматриваем вопрос поступления дополнительных резервных источников питания, чтобы все-таки по максимуму перекрыть ту недостачу электроэнергии, которая есть.
- А сколько еще таких источников питания сейчас придет?
- Мы сейчас рассматриваем вопрос закупки дизель-генераторов небольшой мощности — 6,5 кВт, к примеру.
- Они уже есть в городе?
- Их везут.
- Сколько?
- Более 150. Но ни в школе, ни в детском саду резервного источника питания быть не должно, потому что такие объекты, как правило, запитаны с двух независимых линий.
- А укороченные рабочие дни будут вводиться?
- Это мы делаем, в оперативном штабе было принято решение. Директор департамента образования сейчас собирает директоров школ, чтобы сделать особый график. Уроки будут по 30 минут, а не по 45, начинаться они будут чуть попозже, а заканчиваться чуть пораньше.
Далее. У меня на совещании будут поставщики продовольствия и сетевики. Мы понимаем, что кормление ребенка в школе — это 33 рубля. Сейчас мы будем рассматривать вопрос введения сухого пайка, если говорить по-военному, а если на общепринятом лексиконе, то это будет сок и какой-то бутерброд, который можно выдавать школьникам. Это мы согласуем с Роспотребнадзором и СЭС.
- В штабе уже есть горячая линия, куда севастопольцы могут обратиться? Много ли было обращений за последние двое суток?
- У нас несколько линий — это аварийные службы, дежурные по городу плюс моя приемная. Обращений много. В основном, по графикам веерного отключения. У людей должен быть свет, а его нет, и они начинают звонить. Поэтому основная задача сейчас — соблюсти график. Сегодня Севэнерго заявило, что сможет соблюдать график только примерно на 90%. На 10% мы соблюсти не сможем, по той или иной причине.
- Сергей Иванович, отключение электроэнергии прошло бесследно для инфраструктуры, или были какие-то аварии?
- Была одна авария на ГРП (газорапределительной подстанции — прим. ред.), но ее даже аварией назвать нельзя. Там сработала автоматика из-за перепада напряжения, чуть больше трехсот абонентов остались без газа. Бригады обошли квартиры и уладили все за день.
- А что говорят на Украине? Они готовы ремонтировать?
- Мы это проконтролировать не можем, переговорный процесс идет. Но мы же с вами знаем, что бригады до ремонта опор не допустили оппозиционные силы, и, к сожалению, пока эти бригады ввести туда никто не смог. От помощи, которая была предложена нашим федеральным центром, сопредельное государство отказалось.
- А что это была за помощь?
- Наши бригады готовы прийти туда и отремонтировать, но от этой помощи отказались. Я думаю, исходя из этого, можно сделать вывод, что если на сегодняшнее утро к ремонту еще не приступили, то они или не могут, потому что их туда не допускают, или они не хотят. Одно из двух.