Гагаринский район вымер. Нет уличного освещения, прохожих не видно. И машин, кажется, меньше, чем обычно. Первым делом отправляемся в магазинчик шаговой доступности. Темно, продавец встречает покупателей под мягкий свет свечей. Купить здесь можно только что-то расфасованное — весы не работают. В холодильнике виднеются какие-то мясные продукты, но доверия они уже не вызывают. Едем в супермаркет.
В «Новусе» на Меньшикова темно, «Велмарт» не работает. На Шевченко в магазинах — тоже темнота. По дороге проезжаем мимо заправок. Все по нулям, кроме дизтоплива.
В «Метро» свет есть — парковка освещена, но в более экономном режиме, чем обычно. На площадке монтируют корпус будущей новогодней елки. Вывески и наружная реклама не горят. На парковке машин меньше, чем обычно. В восемь вечера мы даже смогли найти местечко на вечно занятой парковке для инвалидов.
Внутри магазин украшен гирляндами. Отделы освещены экономично — свет приглушен. В рядах ажиотажа нет. Люди с полупустыми тележками спокойно выбирают продукты. В хлебном отделе — пустые полки. Есть только дорогущие багеты и булочки для бургеров.
Холодильники и морозильные камеры работают. Забиты мясом под завязку. Улыбаются с витрин кроличьи окорочка и «санкционный» хамон. Но деликатесами никто не интересуется — ищут в основном подешевле и прозапас: консервы, сырокопченую колбасу, сыры. Покупатели внимательно вчитываются в состав, изучают ГОСТы, трясут консервы у уха, чтобы понять, насколько они полные. Выбрать качественные консервы — тот еще квест, тем более если до этого ты годами питался свежим мясом и рыбой.
Кстати, в мясном отделе продукции полно, она охлаждена и хранится по правилам. А вот в рыбном полки совсем пустые. Одна девушка, заметив у нас в тележке молоко в тетрапаках, спрашивает: «А это можно хранить без холодильника?». Утвердительно киваем, и, пока ее муж выкладывает продукты на ленту, она убегает в молочный отдел. Оттуда возвращается с пятью литрами молока.
Заезжаем по пути на заправку в одном из гаражных кооперативов. Это место для своих, не многие о нем знают. Но и тут очередь. Стоим около 40 минут. Заправщик заливает полный бак и рассказывает: «Вчера приехал наш шеф около 23 часов. И велел цены поднять. Всегда наливали по 39,40 руб., теперь — по 40,60. Бензина до вечера хватит, а потом — неизвестно когда привезут».
С утра в магазинах и ларьках «Царьхлеба» полные полки. Покупателей человек пять — очереди схлынули. Внутренняя жаба вспоминает вчерашний багет за 50 рублей.
Бензина на заправках по-прежнему нет. Странички соцсетей пестрят «хвастами» — друзья покупают генераторы. Ими же и торгуют — на форумах появились объявления с явно завышенными ценами. Из соцсестей же узнаем, что генераторы продают прям на переправе: «Добро пожаловать! Кофе? Бургер? Генератор, пожалуйста».
Одно печалит — зима приближается. К концу недели похолодает. На город опустился осенний туман.