Хотя официально антитурецкое эмбарго коснулось пока только овощей и фруктов, да и в силу вступит с 1 января 2016 года, за прошедшее с конца ноября время уже возникали проблемы с поставками продовольствия, автокомпонентов, деталей для производства техники, что уже приводит к приостановке отдельных предприятий.
«Фуры действительно встали, и скоро нам нечего будет шить, так как все поставщики ткани в России работают с Турцией и альтернативы отечественной у нас нет», — заявляла на этой неделе одна из российских дизайнеров. «Проблема сырья уже коснулась всех, поскольку в условиях кризиса почти ни у кого из-за малых оборотов не было возможности сделать запас. Пока продаются остатки, но они не бесконечны», — говорит другой производитель одежды.
Турция занимает существенную долю в поставках одежды и тканей. По данным Fashion Consulting Group, на нее приходится около 6% рынка импортной готовой одежды в денежном выражении и около 10% — в натуральном. То есть если считать поштучно, то доля турецких тканей больше — восьмая часть от всех импортных тканей, или 12,5%. По данным исследовательской компании Y Consulting, объем турецких тканей еще выше: в 2014 году он составлял 17%, но в 2015 году из-за ослабления рубля к евро и доллару, а также из-за девальвации лиры доля турецких тканей выросла как минимум в полтора раза.
В общероссийском объеме импорта в Россию, по данным Союзлегпрома, турецкая шерсть, шерстяное волокно, например, занимают 29%, ткань из гребенной пряжи — 44%, хлопчатобумажная пряжа — 45%. Турецкая пряжа из химических волокон занимает 45% импортных поставок, или $6 млн в стоимостном выражении, нетканые материалы — 6%, или $20 млн, ткань из синтетических волокон — 28%, или $23 млн.
Турция находится на третьем месте по поставкам из-за рубежа готовой одежды после Китая и Италии (по другим данным, после Белоруссии), по тканям — на втором после Китая.
Из-за уже действующего неофициального режима таможенного неблагоприятствования российские компании столкнулись с нарушением технологического процесса.
По оценкам гендиректора Y Consulting Дарьи Ядерной, запаса по ткани может хватить на срок от одного до двух месяцев, поэтому дефицит не возникнет моментально, указывает она.
В результате цена одежды вырастет, но не сильно, потому что денег у людей сейчас нет. А вот качество одежды будет снижаться.
Сейчас у производителей одежды для российского рынка два варианта: переходить или на более дорогие европейские ткани, что будет дороже, или на более дешевые китайские, что может повлечь за собой потерю качества.
В перспективе турецкие поставки могут заменить другие страны. Нарастить поставки могут и Китай, и Белоруссия. Причем Белоруссия сможет не только продавать свое, но и, как водится, реэкспортировать в Россию чужое - в том числе то же турецкое - под своими ярлыками.