В начале декабря этого года был объявлен конкурс на поставку в Севастополь 44 троллейбусов с автономным ходом по программе лизинга. Стоимость закупки составила 963,6 млн рублей.
Как сообщило «Примечаниям» руководство крупнейшего в России предприятия по производству троллейбусов ЗАО «Тролза», техническое задание конкурса составлено под конкретного участника. Кроме того, закупка троллейбусов по этим требованиям отнимет у бюджета города дополнительно как минимум 180 млн рублей.
«По ТЗ предлагается закупить троллейбусы именно с дизель-генераторной установкой. Это не экологично и гораздо дороже, — говорит гендиректор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. — Мы предлагаем троллейбусы с литий-ионной аккумуляторной батареей. По нашим оценкам, поставка 44 троллейбусов с такими батареями будет стоить на 180 млн рублей дешевле, чем с дизель-генераторами. Кроме того, эксплуатация дизель-генераторного транспорта предполагает в два раза больше расходов на транспорт на электрической тяге».
По словам Котвицкого, ознакомиться с производственным циклом и новейшими разработками завода восемь раз приглашались директор департамента городского хозяйства Севастополя Олег Казурин, начальник управления транспорта Севастополя Евгений Бабич, директор ГУП «Севэлектротранс им. А.С. Круподерова» Валерий Гончаров.
«К настоящему времени, никто из приглашенных завод не посетил, — говорит Котвицкий. — Важно отметить, что дизель-генераторы в России не производятся, что ведет к значительному удорожанию оборудованной ими техники».
«Я думаю, что это просто лоббирование чьих-то интересов. Весь этот конкурс был создан под одного производителя. Сначала было ограничение по длине. Как мощный завод мы успели разработать конструкцию более длинного троллейбуса, получить сертификат и пройти под эти параметры. Теперь они добавили требование по дизель-генератору. Надо отметить, что дизель-генератор — это 100-процентное импортное производство. То есть — еще затраты. Еще момент: у одного из двух известных нам участников тендера учредитель — кипрский оффшор», — рассказал «Примечаниям» гендиректор.
По данным руководства завода, одним из участников тендера является компания ООО «Холдинг-Транскомпонент». В выписке налоговой службы учредителем фирмы действительно являются некие «Тадорикс Консалтантс Лимитед», зарегистрированные на Кипре.
Кроме того, по словам Котвицкого, закупка троллейбусов с дизель-генераторами противоречит программе лизинга общественного транспорта КФО.
«Мы будем подавать документы на участие в данном конкурсе, однако полагаем, что при личном участии директора ГУП "Севэлектротранс им А.С. Круподерова" Валерия Гончарова заявка будет отклонена. В то же время надеемся, что сравнение двух важных факторов, а именно цены и экологической эффективности дизель-генераторов и литий-ионных батарей, будет учтено в конечном счете при определении победителя», — обозначил Котвицкий.
В свою очередь, директор ГУП «Севэлектротранс им А.С. Круподерова» Валерий Гончаров обвинения считает необоснованными.
«Дизель-генератор для нашей географической местности — предпочтительнее, — говорит Гончаров. — Если расширять маршруты, которые может пройти троллейбус — например, он идет до пятого километра по контактной сети, но может автономным ходом зайти в Балаклаву, где подъемы и спуски — то здесь у батареи возникнут проблемы. Большой теплообмен, быстрая разрядка. Использовать ее можно на ровной местности с уклоном не более семи градусов. Вот по восьмому маршруту у нас такой троллейбус от «Тролзы» ходит — там местность ровная. У дизель-генератора таких проблем нет».
«У нас автобусов в десять раз больше, чем троллейбусов. Дублирующих троллейбусные маршруты автобусов довольно много. Почему-то об этом никто не вспоминает», — ответил Гончаров на вопрос об уроне экологии.
«То, что литий-ионные батареи дешевле — неправда, — говорит Гончаров. — Стоимость батареи — около пяти миллионов, а дизель-генератора — 700 тысяч рублей. Завод «Тролза» в промышленных масштабах данные батареи не изготавливает. Вас вводят в заблуждение: единственный серийный производитель — Новосибирский завод «Лиотех». В Петербурге еще есть компания, которая ведет совместные разработки с Китаем и западными партнерами.
Ничего нового «Тролза» не предлагает — модели модификации 2005-2006 года, которые уже устарели. Все это каменный век. Мы бывали на их выставках, смотрели их продукцию. Зачем нам закупать технику, а потом выслушивать нарекания на ее качество?»
В любом случае радует уже то, что в Севастополе появятся новенькие троллейбусы, а автономный ход позволит расширить маршруты на радость жителям отдаленных районов.
Окончательный срок подачи заявок от участников конкурса — 18 декабря. Подведение итогов — 23 декабря.