Начнем с главного. Севастополь — один из самых красивых городов России. Как так получилось? Из-за своего стратегически важного расположения Севастополю очень не везло с военными действиями. Даже понятие «Оборона Севастополя» имеет два значения. Город, соответственно, дважды был разрушен: сначала в период Крымской войны, а затем во время Великой Отечественной.
До войны в городе было около 6,5 тысячи домов, а к моменту его освобождения советскими войсками осталось чуть более тысячи. Союзники, которые видели руины Севастополя во время визита в Ялту (они приезжали на знаменитую конференцию), были поражены. Рузвельт, говорят, был уверен, что город можно восстановить в лучшем случае через 50 лет.
Но Сталин решил, что Севастополь должен быть отстроен заново ударными темпами, и включил его в список 15 городов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Для этого в город была направлена армия строителей, коммунальщиков и энергетиков — всего 32 тысячи человек в компании лучших архитекторов того времени. В результате город удалось полностью восстановить всего за 13 лет, к 1957 году.
Генплан нового Севастополя был разработан командой московских архитекторов под руководством Григория Бахрина, который в 30-х годах занимался реконструкцией Москвы. К нему присоединились Моисей Гинзбург, создавший обелиск на Сапун-горе, и знаменитый ленинградский архитектор Леонид Поляков, который на время стал главным архитектором Севастополя.
Таким образом, на восстановление города были брошены лучшие силы. Ведущим советским архитекторам, работавшим в разных стилях, удалось между собой договориться, и Севастополь на долгое время стал одним из самых красивых и удобных городов СССР.
Сегодня центр Севастополя очень неплохо сохранился. Он в одном стиле, его практически не успели изгадить. Севастополь похож на ВДНХ — заповедник сталинского ампира. Все это отстроено на берегу моря, берег с удивительным рельефом, изрезанный бухтами. Сложно себе представить более удачное расположение для самого красивого города. Севастополь — это город, в который можно приезжать просто чтобы им любоваться. Как в Суздаль или Санкт-Петербург.
Вы только посмотрите, какая красота!
01. Южная бухта. На нее открывается вид из центра, здесь стоят корабли.
02. Корабли Черноморского флота
03. Яхты
04.
05. Чудо!
06. Единственная проблема, что все хорошее быстро заканчивается за пределами центра. Вон, на другом берегу Южной бухты еще совсем скучная и некрасивая застройка частного сектора.
07. Но центр города шикарен.
08. Зеленые улицы
09. Чистота
10. Так как город стоит на холмах, повсюду лестницы.
11.
12. Дворы
13. Школьный двор
14. Куда ни посмотри, будет шикарный вид.
15. Архитекторам повезло, работать с рельефом — большая удача.
16. Задний фасад Севастопольского академического русского драмтеатра. Одно из лучших зданий в городе построено в 1956 году.
Вид сбоку.
17. Матросский клуб
18.
19.
20.
21.
22. Дворец детства и юности
23.
25.
26.
27. Кинотеатр «Дружба»
28. Приемная ЕдРа. Не смогли удержаться от соблазна влепить пластиковую дверь.
29. Очень нравится в южных городах, когда дикий виноград (это же он?) растет на зданиях.
30. Вид через Севастопольскую бухту на север. Туда можно добраться на пароме либо делать крюк в 40 км.
31. Главная достопримечательность города — Херсонес Таврический, известный византийцам как Херсон, а древнерусским княжествам как Корсунь. После присоединения Крыма к России стал самым древним объектом на территории страны. В 2013 году Херсонес Таврический был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в этом году вошел в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.
32. В центре на некоторых улицах сохранилась брусчатка.
33. Чудесно.
34. Еще в Севастополе удивительные фонари.
35. По всему городу.
36. Все сохранилось. Много городов могут похвастаться таким?
37. Фирменная севастопольская лавочка.
38. Старая тумба для афиши.
39. Даже старые ворота сохранились. Конечно, им не помешает ремонт)
40. Балкончики.
41. Некоторые, к сожалению, предприимчивые граждане изгадили.
42. Но большинство держится.
43. Во дворах не помешает ремонт.
44. Севастопольский троллейбус тоже стал детищем генерального плана восстановления города. Поскольку трамвайная система была уничтожена во время войны, новым основным видом городского общественного транспорта было решено сделать троллейбус. Торжественное открытие первого маршрута состоялось 6 ноября 1950-го года.
Сначала по улицам города ездили московские МТБ, затем чешские «Шкоды», а теперь знакомые всем ЗиУ и «Тролзы» наряду с украинскими ЮМЗ (Днепропетровск) и ElectroLAZ (Львов). Во времена господства «Шкод» в городе работали троллейбусные поезда из двух соединенных троллейбусов.
Сейчас троллейбусная система Севастополя насчитывает 15 маршрутов. Время в пути на ряде из них — около часа, но есть и такие, на которых на дорогу тратится 80-90-100 минут, что для 400-тысячного города немало.
Месячный проездной на троллейбус стоит 420 рублей, для студентов и школьников — 210 и 105 рублей, соответственно. У севастопольского троллейбуса есть и враги. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло в сентябре пообещал, что в ближайшее время в троллейбусах установят турникеты и валидаторы по образу и подобию московских. По его словам, валидаторы «помогут упорядочить пассажиров» и сделать тарифы «экономически обоснованными». На самом деле Меняйло либо в силу своей некомпетентности, либо наивности хочет скопировать главную московскую глупость. Турникеты делают общественный транспорт неудобным и медленным.
46. Старая севастопольская остановка.
47. А вот новая. Такие стали появляться совсем недавно. Они оснащены точками доступа Wi-Fi, зарядными устройствами для гаджетов, а также интерактивными экранами, где будет размещаться информация о последних событиях и действиях местных властей в чрезвычайных ситуациях.
48. Сейчас в городе два новых остановочных комплекса — на площади Ушакова и на улице Нахимова. Стоимость каждого из них около 1,2 млн рублей. До конца 2015 года планируется открыть еще 8 остановок.
49. Почему остановка умная, я так и не понял. Поставили их какие-то чуваки из ЕдРа, о чем нескромно заявляет баннер на каждой остановке. Про ЕдРо ладно, с ним все ясно. Но фраза, что остановки поставлены при поддержке правительства, меня смутила. В чем поддержка была? Не мешали? Дали денег? Так это прямая обязанность правительства Севастополя — делать город лучше. Зачем об этом писать? Можно пойти дальше и писать на мусорных баках: «Мусор вывозится при поддержке правительства г. Севастополя и партии "Единая Россия"!» или «Троллейбус ездит при поддержке правительства г. Севастополя и партии "Единая Россия"!». Ушла зима, настало лето. Спасибо партии за это.
50. Зарядка скоро сломается, порты не закрыты.
51. Впервые вижу, чтобы вместо розеток висели провода. Мечта вандала. Интересно, через сколько дней их вырвут? Странное решение.
52. Но пока народ рад.
53. Остановки красивые. Не помню, чтобы в каком-то еще городе, кроме Москвы, делали такие красивые остановки.
Кстати, вот подробная история о том, как эти остановки задумывались, проектировались и создавались. Конструкция самая простая, на четырех опорных ногах. Стенки сделаны из каленого 10-миллиметрового стекла, скамейку специально выбрали длинную, четырехметровую.
54. Местная наскальная живопись. В народе называется: «Путин ворует кондиционеры».
55. Путин какой-то грустный.
56. Местная пресса.
57. Обязательно съездите в Севастополь, если еще не были. Очень красивый город.
Скоро продолжим...