В ноябре на сайте правительства появился любопытный документ: оценка воздействия по проекту постановления «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Севастополя», инициатором которого стало управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя в лице его начальника Эдуарда Петрова и начальника отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Игоря Илькива.
Согласно тексту документа, с 1 января 2016 года нас ждет запрет на продажу разливного алкоголя и алкоголя на вынос юрлицами и ИП, которые, помимо продажи его в розницу, предоставляют услуги общественного питания.
Что это значит и по кому бьет?
Это значит, что в кафе, барах и ресторанах больше нельзя будет купить, например, бутылку вина. Бьет постановление практически по всем заведениям общепита. В первую очередь, конечно, по пивному бару BeerLoga и ему подобным, на которых это постановление, судя по всему, и было нацелено (это единственные заведения, в которых реально купить алкоголь на вынос после 22:00).
Кто-то возразит, что без «Берлоги» в городе станет лучше и трезвее. Хорошо. Тогда поговорим о следующей категории «пострадавших»: винные бары и рестораны, в которых вы больше не сможете купить домой бутылку хорошего вина. Такая услуга («take away») есть практически в любом ресторане города. В случае принятия постановления она станет недоступной.
Купить крымское вино в розлив — например в дегустационных залах и специальных магазинах — тоже станет невозможно. Дело в том, что в РФ существует запрет на продажу разливного алкоголя, и, чтоб его обойти, многие предприниматели переоборудовали магазины, добавив в ОКВЭД при регистрации ИП или организации категорию «объект общественного питания». Категория вынуждает владельцев заведения добавить туалет и раковину, и произвести еще несколько несложных манипуляций. Теперь все подобные магазины могут просто прекратить свою деятельность.
Неожиданно под действие этого, судя по всему, крайне недоработанного постановления попадает торговый центр «Муссон» — а вернее «Велмарт», где в едином торговом зале находится и кафетерий с кухонным помещением, и стеллажи с продукцией, в том числе алкогольной. И это, несмотря на то, что алкоголь в «Муссоне» продается согласно чеку другим ИП. Всему виной вот этот пункт:
Кроме того, прекратят свою работу магазины на первых этажах жилых домов. Вернее — в них больше не будут продавать алкоголь, так что жильцам этих домов радоваться рано — складские мыши и крысы здания не покинут.
Казалось бы, зачем такие радикальные действия, если можно просто прописать временное ограничение и ввести все эти запреты с 22 до 8 часов, например. Закрываться и терять прибыль никому не пришлось бы.
Кстати, пункт с ограничением по времени в документе тоже есть.
Маленькие барчики — тоже попрощайтесь со своей прибылью и посетителями. И вам в Севастополе теперь не рады — у нас здесь предпочитают заведения побольше и с размахом. Видимо, решив, что значительных налоговых отчислений с такого мини-заведения не дождешься, правительство решило не тратить свое время на таких вот «малышей». Впрочем, есть выход: поставить на своих пятачках еще пару столов — и все будет хорошо. Площадь заведения и комфорт властям не важны.
Самое интересное, что все эти требования противоречат положениям ГОСТа и постановлению правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товара».
Так, пункт 4.5. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания» гласит, что услуги по реализации продукции общественного питания включают:
Кроме того, в пункте 38 «Правил продажи отдельных видов товара» прописано, что в местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания.
P.S. Уже после написания данной статьи начальник отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Игорь Илькив сообщил «Примечаниям», что из-за многочисленных обращений предпринимателей, общественников и с их подачи постановление прокуратуры будет дорабатываться, и что с 1 января вряд ли вступит в силу. Отдельное внимание будет отведено пункту 3 — видимо, судьба «Муссона» встревожила чиновников.
В экспертной оценке воздействия этого постановления говорится, что убытки предпринимателей и налоговые потери — ничто, по сравнению с здоровьем нации. Отрадная забота, которая почему-то не прявляется в других сферах жизни города.