Это единственный сохранившийся до наших дней боевой корабль Императорского флота России. Сегодня он состоит на вооружении Черноморского флота и базируется в Севастополе.
Проект судна был разработан в 1911 году по заказу Морского генерального штаба, в качестве прототипа использовался германский катамаран-спасатель «Вулкан». И только 12 ноября 1912 года, после выполнения ряда бюрократических процедур, началась сборка корпуса под наблюдением полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова.
Отметим, что при строительстве «Волхова» использовалась особая вязкая ковкая корабельная сталь, благодаря чему корпус столетнего судна до сих пор находится в идеальном состоянии. К сожалению, секрет ее изготовления утрачен. А те конструкции, которые были установлены в ходе многочисленных ремонтов корабля, нещадно ржавеют и со временем снова требуют замены.
Изначально спасательный катамаран состоял на вооружении Балтийского флота в составе дивизии подводных лодок в качестве плавбазы. Первым его командиром был капитан 2 ранга Александр Якубовский, а первой операцией стало спасение летом 1917 года в Аландских шхерах подводной лодки АГ-15, затонувшей во время учебного погружения. Несмотря на сильный шторм, субмарина была поднята и в течение одного месяца введена в строй силами экипажа спасателя.
Под названием «Волхов» судно вступило в революцию, а затем и в гражданскую войну, обслуживая подлодки Красного Балтийского флота. В «Коммуну» спасательное судно переименовал экипаж, в 1922 году. Постоянным местом базирования в это время становится Кронштадт, а с началом Великой Отечественной войны – Ленинград.
Во время войны «Коммуна» выполняла работы, связанные с судоремонтом подлодок, также на ней проходили обучение водолазы. В ходе налетов фашистской авиации судно получило повреждения различной степени, но осталось на ходу. Его экипаж активно участвовал в обороне Ленинграда, за что был награжден в 1944 году.
В 1954 году на судне проведен первый капитальный ремонт, а в 1956 году спасатель снова выходит на боевое дежурство. В 1967 году, обойдя вокруг Европы, успешно перебазируется в Севастополь. На Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов, что обошлось государству в 11 миллионов рублей.
Несмотря на свой солидный возраст, «Коммуна» до сих пор активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы Черноморского флота. За всю свою долгую службу ветеран оказал помощь более 100 кораблей и подводных лодок.
Без ложной скромности этого морского долгожителя можно назвать памятником российскому флоту.