Пруд «Туристский» построен в 1954 году общей емкостью 220 тысяч кубов, резервный неприкосновенный объем для его сохранности — 20 тысяч кубов воды. Сейчас ситуация критическая — в пруду осталось около 8-9 тысяч кубометров.
С начала двухтысячных годов вода начала уходить из-за протечек дамбы, тогде же появились и первые самовольные врезки для личного пользования водой.
«Таких врезок активисты ОНФ, обследовав место в прошлом году, обнаружили три. Пруд начал катастрофически мелеть, начиная с 2014 года, и река Байдарка не справлялась с его подпиткой», — рассказал член севастопольского регионального штаба ОНФ Григорий Донец.
По его словам, после того информация о частных врезках попала в СМИ, одна из них, ведущая в частное домовладение через самовольно установленную насосную станцию, была убрана. Но два водозабора остались на своих местах.
Как пояснил инспектор Севприроднодзора, санкционированных выходов воды из пруда (по документам украинского образца) должно быть два: водосброс — специально отведенная труба, переходящая в канаву, для естественного регулирования уровня воды в пруде, и водовыпуск —регулируемый водосброс воды под плотиной, который обустроен специальной трубой и гидротехнической задвижкой.
По итогам проверки состояния пруда выяснилось, что ситуация изменилась.
Естественный водосброс из-за низкого уровня воды в пруде не течет. Лишь виден путь воды: через прокладку привинчена труба более узкого сечения для повышения давления воды, переходящая в пластиковую трубу и идущая по канаве естественного слива через дорогу в частное домовладение с бывшим форелевым хозяйством — и «сквозняком» дальше в другие пруды.
Зато второй объект — это утечка через дамбу.
Здесь в зоне гидротехнической задвижки водовыпуска образуется запруда. Как предположили специалисты, утечка происходит из-за разрушения самой дамбы, но не исключено, что задвижку кто-то приоткрывает. Возможно, «травит» еще и труба водовыноса.
Мелеет пруд и по причине погодных условий. Засушливое лето привело к тому, что река Байдарка, подпитывающая пруд, пересохла.
Начальник главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Сергей Самойлов согласился, что возможность для самовольного водозабора есть, но утверждения, что так и происходит, требуют доказательств.
«По нашим совместным обследованиям с Севтехнадзором ясно, что дамба дает протечки. Также на дамбе есть две задвижки, одна из которых не работает, а вторая сбита неопределенными лицами. Если эти неполадки устранить, то мы можем вернуть пруд в исходное положение. Пруд обмелел, нужно исправлять эту ситуацию — будем работать», — пообещал Самойлов.
Было решено провести дополнительные обследования, в том числе и дна чаши пруда, которое сегодня сильно заилено.
Первостепенной задачей является передача пришедших в негодность гидротехнических сооружений пруда на баланс города, а затем севастопольского предприятия. Скорее всего, им станет ГУП «Центр эффективного использования собственности города Севастополя». Кроме того, у озера тоже должен быть хозяин. Однако, по данным департамента городского хозяйства, при экс-председателе государственной администрации Севастополя Сергее Куницине земля совхоза «Красный октябрь» была отторгнута и передана в собственность гражданину Украины, который сейчас находится на ее территории.
Напомним, пруд села Орлиное окружен лесом и Ласпинской горной грядой. Образован он дамбой, которая запрудила приток реки Байдарки. Дамба возводилась в советские времена. Вода использовалась для орошения полей, на которых совхоз «Красный октябрь» выращивал корма для животных. В украинские времена земля вокруг пруда была распаевана и имела сельхозназначение. Однако, как следует из кадастровой карты Украины, целевое назначение земли первой линии у озера было изменено под индивидуальное строительство. Под эту же категорию попадает озеро площадью более 46 гектаров.