Как добраться в Москву из Крымского федерального округа… зимой?

«Единым билетом» из Крыма на «поезд-автобус-паром-автобус» через территорию России, согласно информации, размещенной на официальных сайтах ОАО «Российские железные дороги» и АНО «Единая транспортная дирекция», можно будет воспользоваться только до 1 декабря 2014 года. Что ж, очень удобно для туристов. Но, как быть нам — местным жителям нового российского региона?
Галина Сергеева
19.11.2014

Грядут новогодние каникулы, и неудивительно, что многие крымчане и севастопольцы уже запланировали посетить столицу вновь обретенной родины или прекраснейший город России Санкт-Петербург. Вполне естественное желание, учитывая то, что в это время года улицы северных городов, как правило, покрыты экзотическими для наших широт снежными шапками.

Поездку с бесконечными пересадками назвать комфортной можно с большой натяжкой, однако в нынешних геополитических условиях, когда не знаешь, чего ожидать со стороны Украины, выбирать не приходится. Поэтому и полюбился нашему брату так называемый единый билет или введенный с середины лета поезд № 62/562 с прямым сообщением Симферополь — Москва — Симферополь, который следует внутри страны, преодолевая паромную переправу в Керчи.

Наше издание попыталось разобраться в особенностях транспортного сообщения с Крымом в осенне-зимний период. Из наземных общественных видов транспорта круглогодично доступными будут только три поезда, потому что, как говорилось выше, продажу «единого билета» приостановят к началу декабря.

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать поезд

Согласно статистике, размещенной на сайте ЕТД, с осени до весны наблюдается значительное снижение спроса на использование общественного транспорта в крымском направлении. Объясняется это в первую очередь спадом туристического потока, что типично для этого времени года, а также неблагоприятными погодными условиями для морских перевозок. Из-за штормов переправу приходится закрывать и отменять рейсы. Поэтому, кроме приостановления продажи «единых билетов», также было сокращено несколько маршрутов железнодорожного сообщения.

В Минтранспорте РФ уверены, что приостановка перевозок по «единым билетам» не сделает зимой Крым менее доступным для граждан из других регионов. Согласно официальной информации, в этот период продолжит работу линия из семи пассажирских паромов порт «Кавказ» — порт «Крым» и одна линия «поезд-паром-поезд». Кроме того, в ведомстве напомнили про ежедневные авиарейсы в Симферополь из других регионов России, которые осуществляет более десяти авиакомпаний.

Были опасения, что продажа билетов на прямой поезд Симферополь — Москва № 62/562, с паромной переправой в Керчи, также будет приостановлен на зиму. Но его оставили круглогодичным — без изменений в маршруте и расписании. Как и прежде, из Симферополя он отправляется в 7:00 и прибывает на Казанский вокзал Москвы в 6:00 следующего дня. Таким образом, общее время в пути составляет 46 часов. Обратный поезд отходил в 19:50 и прибывал в столицу Республики Крым через 44 часа, в 15:50. Цена плацкартного билета составляет 4900 рублей, купейного — 7000 рублей.

Отметим, что информацию о ценах на проезд в этом и других поездах мы получили непосредственно от сотрудников Севастопольского железнодорожного вокзала. Обращаем на это особое внимание, так как на официальном сайте РЖД цена билета на поезд № 62/562 указана: плацкарт — 4280 рублей, купе — 6726 рублей.

Этим летом также были введены ядвухгруппный поезд № 40/98/-39/97 Симферополь — Москва с группой вагонов Керчь — Москва и трехгруппный поезд № 68/668/618 Симферополь — Москва с группами вагонов Евпатория — Москва и Севастополь — Москва. Сообщаем, что до начала следующего курортного сезона, согласно данным справочной севастопольского вокзала, продолжат ходить только основные составы. Вариант с прицепными вагонами останется только для города федерального значения Севастополя.

Поезд № 40 сообщением Симферополь — Москва отправляется в сторону столицы Российской Федерации по четным дням в 13:45 и, минуя территорию Украины, через 27 часов 13 минут, в 16:43 следующего дня, прибывает к конечной точке следования. Стоимость плацкартного места — 3800 рублей, купейного — 6800 рублей.

Поезд № 618/68 сообщением Севастополь — Москва ходит по нечетным дням. Отправляется из города-героя в 8:42, находится в пути 27 часов 7 минут и в 10:49 следующего дня прибывает в Москву. При этом стоимость проезда в плацкарте составляет 3958 рублей, а в купе — 6850 рублей.

И вот тут начинается самое интересное. Выбирая внутренний поезд, вы рискуете угодить в шторм и на неопределенный срок задержаться в Керчи, при этом руководство «Крымской железной дороги» не станет оплачивать ваши расходы, связанные с вынужденной задержкой. И ночлег придется подыскивать самостоятельно.

Мне посчастливилось этим летом быть пассажиром такого поезда, и я видела, что станция «Кавказ» — это собранная на скорую руку конструкция из металлопрофиля — не утепленная и напоминает большой гараж. А на станции «Крым» летом вообще не было такого помещения. В то, что его собрали после окончания курортного сезона, верится с трудом. Поэтому оставьте мысли, будто в случае чего можно будет переночевать на вокзале, к тому же шторм — дело непредсказуемое и может затянуться на несколько дней.

Что касается поездов, которые следуют через территорию Украины, то несомненным плюсом является существенная экономия времени. Однако и к такой поездке следует подготовиться, учитывая три важных момента.

Ни для кого не секрет, что вскоре после присоединения Республики Крым и города Севастополя к России в пассажирских поездах, выезжающих с территории полуострова, со стороны Украины на станции «Мелитополь» производится контроль-досмотр. Как предупредили меня сотрудники севастопольского вокзала, отправляясь в такое путешествие, гражданину России с крымской регистрацией рекомендуется иметь с собой украинский паспорт — «иначе могут быть проблемы». Однако какие именно, не уточнили. А вот стоящая поблизости девушка, невольно подслушавшая разговор, рассказала, как украинские пограничники после предъявления ее подругой своего новенького российского паспорта потребовали в качестве взятки 1000 рублей. По ее словам, в такой ситуации лучше не рисковать и даже если спросят: «Получали паспорт России?», отвечать строго «Нет!».

У жителей из других российских регионов тоже могут возникнуть проблемы. Так как Украина не признает присоединение Крыма к России, соответственно, по их мнению, легально заехать на территорию полуострова можно только через Украину, а значит, у гражданина другого государства, в том числе россиянина, должна быть при себе украинская миграционная карта.

И последнее, жители полуострова без крымской регистрации, как и граждане Украины, вместе с покупкой билета на поезд, который следует в или через территорию соседнего государства, должны оплатить транспортный сбор, который на сегодняшний день составляет 340 рублей. Если вы не оплатите его при покупке билета, вам придется сделать это в Армянске или Джанкое. Таким образом КЖД планирует покрывать расходы, связанные с передвижением внутри полуострова украинских поездов, которое Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины не оплачивает.

По поручению курирующего Крымский федеральный округ вице-премьера Дмитрия Козака перевозки по «единому билету» будут возобновлены к 1 мая. При этом опускается вопрос о возможном подорожании. Вместе с тем на официальном сайте ЕТД приведена тарифная сетка с указанием цен до 1 октября 2014 года и после. В глаза бросается, что они увеличены в два раза! Наше издание связалось с пресс-службой ЕТД, чтобы уточнить этот момент, однако никаких разъяснений получить так и не удалось. Нас вежливо переадресовали в Минтранспорта РФ, напомнив, что регулирование ценовой политики находится в их компетенции.