Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусматривает, что до 1 января 2018 года крымские виноделы смогут продавать свою продукцию на розлив, но только в своих фирменных сетях. Разливать вино и коньяк в пластиковую тару можно только на стационарных торговых объектах, которые принадлежат предпринимателям на праве собственности или находятся в долгосрочной аренде, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Розлив допустим только на территории Крыма, и только из винограда, выращенного на полуострове.
«Запрет наносит большие убытки законопослушным производителям, особенно в курортный сезон, — говорит директор Крымского бюро винограда и вина Дмитрий Волошенко. — Тем более, что виноматериалы для продажи на розлив были готовы и хранятся на предприятиях и сейчас. Туристы, приезжающие на отдых в Крым, традиционно интересуются винами на розлив. Как правило, для них это целый ритуал: они берут попробовать разные напитки, после чего покупают литр-два. Потребитель получает качественную продукцию, но по более привлекательной цене, в которую не заложены стоимость бутылки, этикетки и пробки. Мы считаем, что ценность вина — не в красивой бутылке».
По мнению Дмитрия Волошенко, торгуя на розлив, предприятия смогут конкурировать с «наливайками», которые работают незаконно и зачастую предлагают суррогат.
За весь 2014 год, пока Крым не вошел в правовое поле России, объемы продаж разливного вина доходили в Крыму до 162,5 тысячи декалитров — это более 1,6 миллиона литров в год. Продавали алкоголь все крупнейшие производители: «Массандра», «Коктебель», «Инкерман», «Солнечная долина», «Крымский винный дом», «Новый Свет» и другие.
Одним из инициаторов законопроекта стало крупнейшее и старейшее винодельческое предприятие Крыма — государственная компания «Массандра». Ее директор Янина Павленко предлагала еще в 2015 году разрешить продажу хотя бы до конца 2016 года. По ее словам, на розлив идут столовые, а не марочные вина, их доля в обороте компании может доходить до 30 процентов, при этом качество не уступает напитку, разлитому в стекло. Сегодня у завода есть 27 фирменных магазинов, готовых к продаже на розлив.
«Запрет фактически не действует, поскольку мы видим, что повсеместно, как на Кубани, так и в Крыму, есть точки, где продают вино на розлив известнейших торговых марок, — говорит Янина Павленко. — То есть речь идет о фальсификате. Потребитель должен понимать, что только в фирменных магазинах завода-производителя он сможет купить оригинальный продукт. Введением этой нормы и широким ее освещением мы, во-первых, будем вести борьбу с фальсификаторами. Во-вторых, сможем значительно увеличить поступления в бюджет. И главное — мы вернем туристам традицию пить в Крыму качественные вина. У нас есть прекрасный опыт европейских стран и стран постсоветского пространства — это и Грузия, и Молдавия, даже Франция, где можно купить в полиэтиленовой канистре качественное столовое вино.
Как сообщил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, у Росалкогольрегулирования был ряд замечаний в части продажи вина в полиэтиленовой таре. Они могут быть учтены при доработке закона ко второму чтению.
Законодательные послабления коснулись торговых площадей: для организаций, торгующих алкоголем в розницу, требование иметь стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров в городах и не менее 25 квадратных метров в сельских поселениях, откладывается до 2018 года.
В законопроекте, который находится на рассмотрении Госдумы, также предусмотрена следующая норма: до 1 января 2018 года к крымским предприятиям, которые выпускают продукцию с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, не будут применяться требования, касающиеся ведения реестра виноградных насаждений, учета и декларирования объема винограда, использованного для производства.
Еще одно законодательное новшество касается ликерного вина. Предлагается признать ликерным вином винные напитки с содержанием этилового спирта от 12,5 процента. Сейчас ликерное вино имеет крепость от 15 до 22 процентов. Мера направлена на поддержание «Массандры». Например, такие известные массандровские вина, как «Мускат белый красного камня», «Мускат розовый десертный», «Мускат белый Ливадия», «Малага Массандра», «Пино-гри Ай-Даниль», производятся из винограда с добавлением ректификованного этилового спирта, содержание которого составляет от 12,5 процента.
Планировалось, что законопроект будет рассмотрен Государственной думой в первом чтении 20 мая, но его обсуждение и рассмотрение было перенесено на июньскую сессию.
Впрочем, несмотря на то, что «Массандра» лоббирует свой законопроект от имени всех виноделов, не все поддерживают «закон о наливайках».
«На мой взгляд этого [разрешения торговать вином на розлив] допустить ни в коем случае нельзя, — говорит владелец винодельческого хозяйства Uppa vinery севастополец Павел Швец. — Репутация региона, который торгует вином в бутылках из под пива, будет безвозвратно потеряна. Я не хочу, чтобы мое вино ассоциировали с пластиковыми стаканчиками и грязными пляжами».