Москва подобрала для Крыма оптового поставщика топлива

Подведомственный Минэнерго «Промсырьеимпорт», уже находящийся под санкциями США, может стать крупным оптовым поставщиком топлива в Крым. Такой вариант рассматривается в рамках усилий правительства по снижению розничных цен топлива на полуострове, передает «Коммерсант».
Коммерсант
22.04.2019

ФГУП «Промсырьеимпорт», подведомственное Минэнерго, может стать крупным оптовым поставщиком нефтепродуктов в Крым, рассказали газете «Коммерсант» несколько источников в отрасли. По их словам, такие предложения Минэнерго готовит в рамках поручения премьера Дмитрия Медведева, они должны быть представлены к 15 мая.

19 апреля господин Козак говорил: «Сейчас детали не буду раскрывать, но мы нашли новые компании, которые будут поставлять топливо на Крымский полуостров». А глава Минэнерго Александр Новак 17 апреля в интервью «России 24» рассказывал, что министерство работает над сокращением разницы в ценах на топливо между Крымом и Краснодарским краем и «в реализации этой задачи будут участвовать подведомственные структуры Министерства энергетики».

Именно разница в стоимости топлива стала предметом беспокойства чиновников, говорят собеседники “Ъ”. Сами цены на АЗС Крыма после резкого роста год назад стабильны, в том числе благодаря ноябрьскому соглашению между нефтяниками и властями о заморозке цен в опте (продлено до июля).

Прошлогодний взлет цен в Крыму был гораздо большим, чем в среднем по России, и коррекции не произошло, в результате отрыв от стоимости топлива в Краснодарском крае растет. Так, если в среднем за 2017 год бензин Аи-92 на заправке в Симферополе стоил на 1,7 руб. на 1 л дороже, чем в Краснодаре, в среднем в 2018 году разница составила уже 3 руб., а на середину апреля этого года — 3,6 руб. (см. график). По дизельному топливу — это соответственно 3 руб., 5 руб. и 6,6 руб. на 1 л.

«Промсырьеимпорт» уже находится под санкциями США за поставки иранской нефти в Сирию и выступает ключевым поставщиком в Крым газа, который покупает на бирже.

Предполагается, что крупный, не опасающийся санкций трейдер сможет предложить крымским сетям АЗС стабильные оптовые цены, что позволит им снизить стоимость топлива на заправках, говорят два источника “Ъ”. Стоимость привлечения финансирования для «Промсырьеимпорта» будет ниже, чем для частных трейдеров, которые сейчас поставляют в Крым, добавляет один из них.

Однако другие собеседники «Ъ» на рынке скептически относятся к этой идее. Во-первых, сомнительно, чтобы нефтяники согласились работать с «Промсырьеимпортом» по прямым договорам из-за риска санкций. Если же трейдер будет покупать топливо на бирже (торги анонимны), цена сделок может быть неоптимальной.

Во-вторых, один из источников газеты обращает внимание, что проблема не столько в оптовых ценах, сколько в розничных, АЗС в Крыму работают «с весьма существенной премией». «Проще говоря, цены завышены из-за низкой конкуренции между АЗС в Крыму»,— говорит собеседник «Ъ». Ситуация тем более странная, что рынок «залит» топливом, запасы на полуострове есть на пять недель при обычном уровне в три недели, подчеркивает другой источник издания.