На мысе Хрустальном, на улице Капитанской, продолжается строительство военного городка №210, заказчиком которого выступает акционерное общество «Главное управление обустройства войск». Для этой структуры Министерства обороны РФ возведут административное здание на 80 человек; контрольно-пропускной пункт; две стоянки на 30 автомобилей и гараж на 30 машин; отдельные строения для сжигания документов, для дизель-электростанции и для газовой котельной; открытую спортивную площадку. Все по периметру обнесут высоким железобетонным ограждением.
Согласно условиям госзаказа строительства, который получила фирма «Инжгазсервис», нужно разработать проектно-сметную документацию и градостроительную документацию, необходимую для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Вся проектная документация должна быть согласована не только с Минобороны России, но и с контролирующими и надзорными органами, а также иными заинтересованными организациями. В свою очередь «Главное управление обустройства войск» гарантирует, что никто не воспрепятствует или не ограничит работы, — они, кстати, обойдутся в 321 миллион рублей.
Однако мыс Хрустальный — часть исторического поселения федерального значения, должен находиться под особой охраной государства. Но на деле — все иначе. Военная прокуратура Черноморского флота в мае установила, что у стройки нет согласований и разрешений, и потребовала устранить выявленные ею нарушения. А Министерство культуры РФ, включившее Севастополь в список исторических поселений федерального значения, и управление по охране объектов культурного наследия Севастополя «умыли руки», заявив, что мыс Хрустальный не относится к их компетенции.
Спустя три месяца военная прокуратура Черноморского флота в ответ на запрос заявила, что было «проведено совместное совещание с генподрядчиком и субподрядчиками, на котором обсуждены вопросы выполнения требований строительного законодательства, приняты необходимые меры для получения разрешения на строительство».
Однако в реальности дела обстоят гораздо хуже. Минкультуры России сообщило, что выдача разрешений на новое строительство, согласование проектов нового строительства, предоставления земельных участков под новое строительство в компетенцию министерства не входят.
«Во всех случаях осуществления такого строительства застройщиками должны соблюдаться установленные ограничения. Контроль в области охраны объектов культурного наследия на территории Севастополя осуществляет региональный орган охраны объектов культурного наследия — управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя», — отметили в
В управлении по взаимодействию со СМИ правительства Севастополя рассказали, что департамент архитектуры и градостроительства Севастополя разрешения на строительство на мысе Хрустальном не выдавал, к ним за разрешением на строительство капитальных объектов не обращались,
«Департамент не является правопреемником организации, в распоряжении которой находится (находилась)
В управлении госстройнадзора сказали, что сведения о выданных или зарегистрированных до 18 марта 2014 года Инспекцией государственного
Московский архитектор Андрей Гнездилов, являющийся одним из разработчиков нового генерального плана Севастополя, рассказал, что ему по Москве и Московской области известны случаи, когда Министерство обороны РФ на своих территориях ведет несанкционированное строительство. Как в таком случае теперь поступать севастопольцам? Необходимо обращаться в вышестоящую прокуратуру, чем Военная прокуратура Черноморского флота, — в Главную военную прокуратуру, к губернатору Севастополя и командующему Южным военным округом, в состав которого входят подразделения Вооруженных сил РФ, расположенные в Севастополе, считает Гнездилов.
«Эта территория — между улицами Капитанская и Амурская — рассматривалась как территория Мемориального парка в память Русского исхода. Я как один из авторов концепции этого парка, которую мы разрабатывали совместно с Александром Хомяковым, докладывал ее законодательному собранию Севастополя 13 июля этого года, где она получила одобрение депутатов», — напомнил Андрей Гнездилов.
Он считает, что нужны жалобы на несанкционированное строительство военного городка, при этом надо использовать силы и заксобрания, и общественных активистов, ведь идея Мемориального парка достойна всяческой поддержки.
«Если мы столько говорим о морском фасаде Севастополя, то его надо действительно делать. А такие необдуманные поступки могут навсегда перечеркнуть морской фасад города, превратив его в захолустье. В этом направлении пока, к сожалению, всё и идёт. Мы видим систематическое ухудшение ситуации, когда низкокачественная застройка выходит на побережье без общего замысла. Это недопустимо с точки зрения развития этой территории, какой мы ее видим и в Генплане, и в концепциях активистов, которым небезразлична его судьба. На уровне губернатора и заксобрания надо эту стройку останавливать, а Министерству обороны искать более цивилизованные и взаимовыгодные формы сотрудничества с городом», — констатировал Андрей Гнездилов.
Член общественной палаты Севастополя, председатель общественной организации «Золотое сечение» Иван Комелов сказал, что сегодня Минобороны России на своих землях выступает заказчиком строительства и надзорным органом — и ни с кем из «гражданских» органов власти свое строительство не согласовывает. И это для Севастополя — серьезная проблема, поскольку части города придан статус исторического поселения федерального значения.
«И тут происходит наложение интересов Министерства культуры РФ, которое издало приказ о присвоении статуса исторического поселения, и Министерства обороны России, которое ведет работы без согласования с местными органами власти, — пояснил Комелов. — Как наладить между ними взаимодействие в Севастополе — вопрос. Но это нужно сделать срочно, в противном случае можно столкнуться с подобными проблемами на землях заповедника "Херсонес Таврический", в исторической части города и так далее».
По мнению Ивана Комелова, все стороны — и общественность, и городская власть, и Минобороны с Минкультуры РФ — должны объединиться для решения этого проблемного вопроса.
«Нужно создать рабочую группу, которая будет изучать объекты строительства Минобороны в городе, чтобы избежать противоречий. Мы прекрасно понимаем необходимость строительства инфраструктуры Минобороны, но при этом нужно понимать и то, что Севастополь — полумиллионный город со своими историческими и культурными объектами и со своими потребностями. Именно диалог позволит учесть интересы всех заинтересованных сторон», — подчеркнул член общественной палаты Севастополя.