Про опасные находки рассказали в группе экспедиции, передает Керчь.ФМ.
«Считать их разнообразие чем-то из ряда вон выходящим не стоило, но номенклатура обращала на себя внимание. В раскопанных участках траншей, наряду с привычными 50-мм минометными минами (счет ящиков! с которыми шел на десятки), здесь нередко встречались и противотанковые средства: кумулятивные ружейные гранаты (gr.G.Pzgr.), фрагменты магнитных мин (HHL 3), противотанковые мины (T.Mi.43), «панцерфаусты» (Panzerfaust 30) и «офенроры» (реактивное противотанковое ружье RPzB. 43). По всему было видно, что противник пытался обеспечить средствами борьбы танкоопасное направление и не случайно.
Местность действительно удобна для действия танков и наши войска не один раз пытались прорваться здесь, неся существенные потери. Первая неудачная атака в полосе северная окраина Керчи – южная окраина Булганака танковыми подразделениями 63-й танковой бригады, 1449-го самоходно-артиллерийского полка и 257-го отдельного танкового полка была предпринята 20 ноября 1943 г. Спустя две недели – 4 и 5 декабря, подразделения той же бригады, совместно с 85-м отдельным танковым полком повторили попытку прорыва немецкой обороны и столь же неудачно. Не принесло успеха и наступление в январе 1944 г. во взаимодействии с частями 383-й стрелковой дивизии, когда танки 63-й танковой бригады, штурмуя булганакские укрепления, попали на минное поле и были расстреляны артиллерией и пехотой противника… Прошло столько лет, а средства ПТО противника до сих пор лежат на рубеже, когда то все-таки взятом нашими войсками, напоминая, какой ценой это им далось…
Наверное, не меньше можно сказать и анализируя находки в нашей полосе: все те же минометные мины, ручные и противотанковые гранаты всех типов и даже трофейные бомбы (осветительная, видно, «прихваченная» зачем-то на взятом неподалеку полевом аэродроме, и кассета-контейнер sd1/sd2)… Но это уже дело будущего, когда наступит время обобщения и анализа полученных в ходе раскопок материалов, и каждая отмеченная деталь, каждый факт, каждая находка найдет свое отражение в отчете, который зафиксирует давно прошедшие, но увиденные нами моменты боя…» — рассказали ученые.