Севастопольцы «без прописки» ночуют под зданием ФМС

09.10.2014

Казалось бы, что положение севастопольцев, которые на момент проведения Общекрымского референдума 16 марта 2014 года не были зарегистрированы в городе, а на сегодняшний день уже получили на руки вступившие в силу решения суда о признании факта их постоянно проживания в Севастополе, должно было улучшиться, но оно усугубилось. И долгожданный российский паспорт, который уже почти, был в руках, растаял в голубой дымке.

 Первой каплей терпения стало сокращение дней приема в единственный на весь город кабинет № 13 главного управления ФМС по городу Севастополю, которое расположено по адресу: проспект Генерала Острякова, 15. Специалисты из этого кабинета уполномочены принимать документы от всех жителей города, в том числе проживающих в сельской местности, которые сумели в суде доказать свое постоянное проживание в городе.

 Так, если раньше прием осуществлялся по три с половиной часа в понедельник, среду и четверг, то с 1 октября эту процедуру можно будет пройти только по средам и четвергам с 14:00 до 17:30. При этом, по утверждению граждан, открывается это «окно в Россию» не всегда вовремя, а закрывается, как правило, раньше положенного времени, что зачастую объясняется нехваткой времени на обработку поступающей от граждан документации.

 Вторая капля. Как известно, ранее волонтеры вели списки. Людям было удобно записаться, чтобы знать, в какой день ориентировочно они попадут на прием, и спокойно жить своей жизнью: посещать работу, воспитывать детей, вести домашнее хозяйство и т.п. Но теперь, по каким-то причинам, зафиксированные на бумаге списки утратили свою силу и попасть в заветный кабинет можно только в порядке живой очереди. Однако учитывая то, что количество желающих стремительными темпами движется к отметке 30 000, сделать это проблематично… Люди решили, что подать документы без боли у них все равно не получится и, вооружившись теплыми вещами, решили ночевать у здания управления.

 Капля третья. По словам одной из сотрудниц севастопольского управления ФМС, ее нисколько не смущает такое положение вещей. Хотя, покидая рабочее место по окончанию приема, она вынуждена протискиваться мимо толпящихся под входом людей, среди которых пенсионеры и мамы с детьми. И многие из этих людей одеты в теплые куртки или накинули на плечи одеяла (готовятся ночевать – на дворе как-никак октябрь!). А не смущает ее это неудобство, потому что она считает собравшихся людей нарушителями статьи 6 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине».

 Данное замечание сотрудницы 13 кабинета требует отдельного внимания, так как способно загнать в тупик любого, оказавшегося и без того в затруднительном положении, «незарегистрированного» севастопольца. Ведь если разобраться, действительно в 2012 году в этот украинский закон были внесены изменения. Но какие?

В соответствии с текстом указанной нормы закона регистрировать новое место пребывания в пределах Украины должны были далеко не все граждане. Вот выдержка из указанной чиновницей статьи: «лица, которые находятся более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и которые имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на действительную военную службу и не имеют отсрочки, или участвуют в судебном процессе в любом качестве».

Обратите внимание на то, что регистрироваться полагалось тем, кто одновременно отвечает этим условиям. А именно, лицам, выехавшим с места проживания, указанного в паспорте, на более чем месяц при наличии у них невыполненных имущественных обязательств, наложенных в административном порядке или по решению суда (не погашенный вовремя кредит и т.п.). А также тем, кто подлежит призыву на военную службу и не имеет отсрочки или принимает участие в судебном процессе. Следовательно, все остальные граждане не обязаны были этого делать.

 Отдельное внимание следует также уделить вопросу терминологии. Согласно законодательству, как Украины, так и России, административное правонарушение и преступление – это не одно и то же. При этом определить наличие виновности человека могут только судебные органы, но никак не государственные служащие.

 С 2003 года в Украине не существует института прописки – есть регистрация. А значит, что регистрация в одном городе не мешает человеку работать и жить в другом, главное, чтобы у него была регистрация на территории страны. Регистрация не требовалась ни при приеме на работу, ни при оформлении ребенка в школу, ни при постановки на учет в медицинское учреждение.

 Кроме того, в данном законе до сих пор не прописано, какой орган должен осуществлять контроль над выполнением указанной процедуры, а граждане не должны нести ответственность за «белые пятни» в законодательстве.

 Напомним также, что в пункте 1 статьи 4 подписанного 18 марта 2014 года Договора «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» четко прописано, что все жители указанных территорий признаются российскими гражданами, если до 18 апреля 2014 года они не заявили свой отказ.

 На основании всего вышеописанного возникает вопрос касательно компетенции отдельных сотрудников севастопольского управления ФМС, которые своими действиями не облегчают переходной период для граждан, а, напротив, утяжеляют его, нарушая при этом предписания правительства и президента России.

Галина Сергеева