Вам это не понравится, или Дорога в катастрофу

Многие годы моим основным транспортом в городе был мотоцикл. Это быстро, мобильно, экономно, в этом свое особое удовольствие. Однако я живу на Фиоленте, и зимой на мотоцикле холодно. Общественный транспорт, отправляющийся туда можно сравнить с наказанием: длинные очереди в маленький автобус, где едешь стоя, в толпе людей, в максимально некомфортных условиях. Итак, я была вынуждена пересесть на авто и «наслаждаться» всей прелестью нашей дорожной инфраструктуры.
vorobiova.ru
25.12.2015

Не буду оригинальной и замечу: Севастополь страдает от пробок. Все ключевые транспортные нитки перегружены. Конечно, ночных «тянучек», как в Москве, пока нет. Важно понимать, что нет лишь пока. Скорее всего, ситуация будет ухудшаться. Способы выхода из ситуации есть, однако они потребует серьезных кардинальных решений — просто так, «на тормозах спустить» этот вопрос не получится. В этом посте я постараюсь разобраться, что происходит и что нужно сделать.

Начнем со статистики. По данным замначальника ГИБДД Севастополя Олега Никулина, количество автомобилей с 2000 года в Севастополе увеличилось в 7 раз.

Официальной статистики нет, но очевидно, что за период 2014-2015 гг. количество автомобилей увеличилось дополнительно. Во-первых, снизились цены на недорогие автомобили «с материка», во-вторых, на своих авто приехали люди из зоны конфликта на востоке Украины.

Однако увеличение автомобилизации — это общероссийский тренд: мы еще не достигли даже среднеевропейского уровня Европы 90-х. В Севастополе 340 автомобилей на 1000, во Франции — 575, в США — 809. Очевидно, что, помимо роста населения Севастополя, будет повышаться еще и уровень автомобилизации.

Кроме того, увеличивается количество ДТП. В Севастополе за 2015 г. количество аварий увеличилось на 90%. Да-да, на 90%. Соответственно, увеличивается количество пострадавших в этих авариях.

По опросам фонда «Общественное мнение», больше всего жителей Крыма и Севастополя в городе тревожат именно пробки — 44% опрошенных.  Художественное сообщество тоже волнует данная ситуация. По просьбе одного лучших public-art деятелей в Севастополе Tet91, я снялась в его маленьком фото-проекте «Вопрос»:

Легко догадаться, что если ничего не делать — то ситуация дойдет до коллапса, по сравнению с которым блэкаут покажется легкой разминкой. Город просто встанет: люди будут тратить часы на то, чтобы добраться до работы, предприятия не смогут нормально функционировать, «скорая помощь» будет опаздывать, экология ухудшится значительно. И эту дилемму не получится решить за один-два месяца, начинать решать эту проблему надо было вчера.

Общественный транспорт

Самый популярный общественный транспорт в Севастополе — это «маршрутки», и это катастрофа. Это чрезвычайно неудобный, неэкологичный вид транспорта, и что самое важное — с очень низкой пропускной способностью по сравнению с троллейбусом.

Маршрутки практически монополизировали транспорт в Севастополе, на них ездят тысячи горожан, но ведется ли какая-то бухгалтерия? Платятся ли налоги с билетов, когда в салон забивается в 2 раза больше людей, чем допустимо? Кто будет платить страховку человеку, пострадавшему в ДТП в маршрутке?

Отдельная история — это водители маршруток. Режиму их работы нельзя позавидовать: сутки за рулем, с небольшим перерывом на обед. Неудивительно, что многие начинают принимать наркотики на рабочем месте — об этом раньше часто сообщало ГИБДД.

Стоит добавить, про особые музыкальные вкусы водителей маршруток. Вот еще одна работа все того же севастопольца tet91 на эту тему:

Троллейбус

Троллейбусов мало, маршруты отвечают не всем потребностям: это медленные и некомфортабельные внутри агрегаты. И они тоже стоят в пробках. На жаргоне местных достопочтенных граждан этот уважаемый во всем мире транспорт называется — «лоховозка».

Во многие районы города (Фиолент, Балаклава и т.д.) троллейбус просто не ходит, и маршруты отданы полностью на откуп маршрутчиков.

Пути решения

Севастополь унаследовал все особенности советской модели города: разные районы, соединенные ниточками дорог. Грубо говоря, дорог между районами мало, скорость на них высокая — это опасно и шумно, а пропускная способность малая — это и проводит к пробкам.

Увеличение ширины дорог в городе не даст эффекта — пробки будут стоять в два ряд. Это довольно тщательно исследованный в науке феномен.

Рассмотрим самые базовые вещи, которые необходимо сделать для того, чтобы транспортный коллапс не случился.

Рокада

В 2014 году в Севастополе шла подготовка к разработке технического задания по генплану города. И несколько хороших команд урбанистов представляли свои проекты. Примечательно, что все они сошлись на необходимости делать дорогу (рокаду), которая соединит город в срединной части.

Рокада увеличит связанность районов между собой и разгрузит центр. Надо приложить все усилия, чтобы на этой рокаде была выделенная полоса под общественный транспорт.

Общественный транспорт

Количество автомобилей в городе можно уменьшить только представляя реальную альтернативу. Соответсвенно, параллельно со строительством рокады надо заниматься общественным транспортом. Это означает увеличение парка троллейбусов, развитие новых маршрутов, выделение и обособление отдельных линий  для общественного и велотранспорта.

Парковки перехватывающие

Перед подъездом к центру города необходимо создать несколько больших «перехватывающих парковок». Подъезжаете, оставляете автомобиль на стоянке, садитесь в удобный троллейбус или пешком доходите до нужного места. Обычно это бесплатные парковки с ограничением по времени.

Вот так это в Москве:

«Зеленые» входные в центре

Лично мне было бы приятно видеть наш центр города полностью свободным от персонального автотранспорта: только троллейбусы.

По выходным центральное кольцо, в теплое время года, было бы полезно перекрывать для транспорта вообще. Еще «до всех событий» я гуляла по Крещатику, там по выходным перекрывали движение для транспорта — это очень полезно для города, люди выходят на улицу, прогуливаются, катаются на велосипедах и роликах. Создается ощущение, что город — это твой дом. А дома не хочется мусорить и ломать.

Парковки платные

Все парковки в центре города обязательно должны стать платными. У нас уже есть рокада и хороший общественный транспорт — поэтому можно добраться без автомобиля. Если необходимость все же есть — придется платить. Встал в неположенном месте — очень быстрая эвакуация и штраф.

Это будет трудно принять жителям Севастополя, но если у вас нет возможности платить за парковку, то автомобиль не для вас. Лично я готова платить за грамотно сделанные парковки, платить напрямую в бюджет города, чтобы эти деньги тратились на благие дела. Это мера тяжелая и одновременно популярная во всем мире. Популярная — так как иных выходов нет. Однако вводить ее надо исключительно параллельно с изменением структуры дорог (рокада) и «прокачкой» общественного транспорта.

В принципе, с общественным мнением в этой области очень легко работать: прежде всего максимально поддерживая активистов вело-движения и движения за общественный транспорт. В Севастополе, например, существует велодвижение «Велопобеда», которое лоббирует велодорожки, велопарковки и экотранспорт.

Вот так выглядел крупнейший велопробег в Севастополе в 2015:

Как это сейчас

В 2015 году было довольно много информации по ходу разработки генплана города. Были встречи специалистов из разных проектных команд с городскими активными жителями. Активистам и экспертам было понятно, в каком направлении идет работа. Постепенно информация стала более закрытой, и что сейчас происходит с генпланом города — непонятно и практически не озвучивается.

Для сравнения можете посмотреть в ВК как ведется разработка генплана Симферополя: https://vk.com/genplan_simf

У нас порой высказывается начальник управления транспорта правительства Севастополя Евгений Бабич: иногда он обещает перехватывающие парковки с вело-прокатами, а иногда фуникулер до Северной стороны. Но до каких-то конкретных проектов пока не дошло ничего.

Как это должно быть

Основные способы выхода из ситуации я выше описала, в принципе. В идеале, решение сложных проблем, таких как транспортная, должно вестись с учетом мнения горожан, и что даже важнее — с публичным информированием. В Москве существует мобильное приложение «Активный гражданин» от мэрии, которое позволяет гражданам хоть как-то влиять на решения. К этому приложению есть разное отношение, однако, я бы не отказалась узнать, что планируется и что обсуждается по вопросам жизни в моем районе. И, конечно, я не отказалась бы повлиять.

Конечно, помимо онлайн-приложений, должны вестить реальные общественные слушания. Не симуляция, как принято в Севастополе, а многоэтапные встречи чиновников с рабочими группами активистов (есть сообщество «Дорожный контроль» автомобилистов, есть велосообщество, есть сообщество любителей севастопольского троллейбуса и тд). Это должны быть регулярные (пару раз в месяц) встречи, консультации и обмен информацией.

Я готова, а ты готов?

Лично я готова максимально снизить использование своего автомобиля, если для этого будут выполнены все описанные выше решения. Готовы ли чиновники это реализовать и готовы ли севастопольцы к серьезным изменениям?