Выяснилось, что значит последняя фраза пилота Ту-154 про закрылки: 3D-реконструкция

Центровка лайнера в момент набора высоты могла быть нарушена.
31.12.2016 в 08:29 Автор: Антон Седнин

Сегодня, как ожидается, комиссия представит первые результаты расследования причин крушения Ту-154 под Сочи. За четыре дня расследования СМИ выдвинули около десятка различных версий. Однако настоящей загадкой стали последние слова пилота лайнера о закрылках Ту-154. РЕН ТВ подготовил 3D-реконструкцию произошедшего над Черным морем рано утром 25 декабря.

Ту-154 — самолет, серьезно отличающийся по конструкции от современных лайнеров.

Расположенные в хвосте три двигателя, удлиненный обтекаемый корпус и крылья, расположенные под более острым углом к корпусу позволяют самолету развить большую скорость. Но эти же особенности конструкции делают воздушное судно более требовательным к центровке. То есть центр тяжести должен быть расположен ближе к носу. Чем дальше он смещается к хвосту — тем больше вероятность того, что тяжелые двигатели приведут к увеличению угла атаки, кабрированию и — как следствие — к сваливанию в штопор.

В последний момент КВС произнес фразу про закрылки. При подъеме обломков лайнера со дна Черного моря было видно, что закрылки убраны. Что означали слова про закрылки, до конца не ясно. Однако с наибольшей долей вероятности эксперты описывают картину произошедшего так.

Пилоты произвели взлет, на небольшой высоте лайнер еще не набрал достаточной скорости. И в этот момент летчики решили убрать закрылки. Произойти это могло по двум причинам.

Первая — по привычке. При нормальном взлете с правильной центровкой именно в этот момент они бы и убрали закрылки.

Вторая — попытка уменьшить сопротивление и увеличить скорость. Командир воздушного судна, видя, что скорость не растет, решил убрать закрылки и тем самым уменьшить сопротивление.

Что же произошло после того, как закрылки были убраны?

Здесь как раз нужно вернуться к тому, что Ту-154 чувствителен к центровке. Скорее всего, во время перелета из Москвы в Сочи пассажиры сидели на своих местах. За время дозаправки уставшие люди могли переместиться ближе к хвосту, и центровка была нарушена.

Таким образом закрылки оставались тем единственным фактором, что не давал лайнеру задрать нос вверх до критического положения. До положения, когда крылья и фюзеляж начинают «затенять» и сами двигатели, и стабилизатор на хвосте. До положения, когда штурвалом еще можно удержать судно в нужном положении. Как только закрылки были убраны, поток воздуха в двигателе ослаб, скорость еще больше упала, возможно, произошел помпаж двигателей, самолет стал кабрировать. Самолет попал в режим глубокого сваливания и затем — плоского штопора.



Показаны все новости
Новости
21.10.2025 в 21:32
Олег Николаев: В ближайшую пятницу от ЦБ не стоит ожидать снижения ключевой ставки
В крайнем случае можно рассчитывать на символическое изменение на 0,25%, что почти никак не отразится на экономике.
21.10.2025 в 17:45
Частный особняк сгорел под Симферополем
Площадь пожара составила 120 квадратных метров.
21.10.2025 в 16:27
Житель Ялты угрожал ножом посетителям парка
Мужчина, выпив спиртного, уснул на скамейке, и разозлился, когда его разбудили.
21.10.2025 в 16:15
Продажу сигарет и вейпов на остановках могут запретить
Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтении.
21.10.2025 в 15:07
Ялтинского водителя будут судить после смерти пенсионерки-пешехода
Сдавая задним ходом, он сбил пожилую женщину на пешеходном переходе
21.10.2025 в 14:36
Призыв на военную службу в России будет длиться круглый год
Госдума приняла во втором чтении законопроект об изменении подхода к проведению призывной кампании.
21.10.2025 в 13:44
Спонтанная ненависть к иномарке обойдётся евпаторийцу почти в 400 тысяч рублей
Молодой человек разбил лобовое стекло BMW и стал фигурантом уголовного дела.
21.10.2025 в 13:02
Эксперт: Около 5 миллионов человек в России работают в «серой зоне»
В «тени» находится около 15% валового внутреннего продукта
21.10.2025 в 11:17
Почти три десятка боеприпасов ликвидировали в Азовском море
Снаряды, мины и гранаты оказались на дне после гибели судна «Ейск» во время Великой Отечественной войны.
20.10.2025 в 19:42
Поезда в Крым перешли на зимний график движения
На железной дороге к полуострову сезонные изменения.
20.10.2025 в 18:17
Скворцову впечатлили разработки Центра стратегических инициатив ФМБА
Главе ведомства продемонстрировали новинки в сфере цифровизации здравоохранения.
20.10.2025 в 16:16
Два человека погибли на пожарах в Крыму
Трагедии произошли из-за неосторожного курения и замыкания в электрическом обогревателе.
20.10.2025 в 15:13
Участники джанкойской террористической ячейки предстанут перед судом
Они распространяли в среде крымских мусульман идеологию, основанную на доктрине создания так называемого всемирного халифата.
20.10.2025 в 14:53
Севастополец перевел мошенникам 13 млн рублей
Лжесотрудники Росфинмониторинга и ФСБ обвинили его в финансировании терроризма.
20.10.2025 в 14:12
Володин заявил об острой нехватке круглогодичных детских лагерей отдыха
Решать вопрос следует в привязке к осенним, зимним и весенним каникулам, считает спикер.
20.10.2025 в 12:05
Крымчанин сел на 17 лет за передачу противнику сведений об обороне побережья
Мужчина снабжал кураторов данными, необходимыми для организации высадки на полуострове десанта
20.10.2025 в 11:23
Водолазное судно для Крыма достроят на деньги, выделенные российским правительством
Всего на строительство судов для наращивания морских и речных перевозок дополнительно направлено более 9 млрд рублей.
20.10.2025 в 10:29
Мужчина упал в колодец в Алуште
Пострадавшего эвакуировали с помощью альпинистского снаряжения
20.10.2025 в 09:32
Правительство изменило систему мониторинга цен на рыбу
Участники рынка должны будут предоставлять на биржу информацию о внебиржевых сделках при реализации не менее 10 т рыбной продукции.
19.10.2025 в 12:27
Хакер ByteToBreach рассказал о продаже SMS-сообщений российских клиентов банков
Стало известно о продаже 3 ТБ данных российских SMS-агрегаторов.
Новости СМИ2