По закону о рекламе любое изображение алкогольной продукции, а также элементов с ней связанных, чьи образы не могут быть истолкованы иначе, чем как алкогольная продукция, недопустимо. В Севастопольском Управлении ФАС рассказали, что на рекламных щитах заведения «Чешский Сладек» было изображено пиво в кружках и надпись «Живое пиво – живое общение». Пиво относится к алкогольной продукции, так что с рекламы пришлось убрать кружки и надпись.
«Рекламо-распространитель ООО «Талан» изменил содержание рекламы и оставил просто наименование заведения «Чешский Сладек». За рекламу алкогольной продукции ответственность несет рекламораспространитель, то есть собственник рекламных конструкций и щитов, а не рекламодатель. Решение по этому делу будет принято 10 ноября», - уточнил заместитель руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Вячеслав Токарев.
В отношении вино-маркетов «Точка» возбуждено сразу несколько дел. Кроме того, что на их рекламе изображено вино в бутылке, вино в бокале, гроздь винограда и винная пробка, так еще и в названии напрямую говорится, что это вино-маркет. То есть еще и само слово «вино» употребляется. И кроме этого, на рекламе отсутствует предупреждение о том, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.
«Были возбуждены дела в отношении рекламораспространителей за рекламу алкогольной продукции и за отсутствие надписи о вреде алкоголя, которая должна занимать не менее 10% от площади рекламного плаката. На стационарных носителях и транспорте реклама алкоголя запрещена, но если она и есть, то отсутствие предупреждения о вреде алкоголя – серьезное нарушение, - говорит Вячеслав Токарев. - В отношении собственников торговой марки «Точка» были возбуждены дела за недобросовестную рекламу».
Различительным признаком недобросовестной рекламы является ее некорректность. Федеральный закон «О рекламе» не запрещает сравнивать рекламируемый товар с товарами иных изготовителей или продавцов. Однако приведенное в рекламе сравнение должно быть корректным, правильным, основано на достоверных данных, а сравниваемые параметры должны быть сопоставимыми. Применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном», «№ 1» и тому подобных, действует презумпция несоответствия действительности таких терминов впревосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию. Например, утверждение «№ 1» в отношении товара указывает на превосходство данного товара в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними во всех отношениях.
Вячеслав Токарев пояснил, что собственники торговой марки «Точка» позиционируют свое заведение как «№1», то есть в превосходной степени, как лучших среди конкурентов. Но объявлять себя лучшими можно лишь исходя из объективных причин. Например, проведя социологические исследования или опросы. Тогда можно писать в рекламе, что вы лучшие, и добавлять ссылку на ответ, почему вы так утверждаете. Дела возбуждены и в отношении собственников «Точки», и в отношении рекламораспространителей. И тем и другим грозит административная ответственность и штрафы в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
Мария Крылова