Напомним, что конкурс на поставку в Севастополь 44 троллейбусов с автономным ходом по программе лизинга с лимитом 963,6 млн рублей был объявлен в начале декабря. Условия конкурса постоянно менялись. Сначала заказчики «удлинили» требуемый троллейбус. Потом добавили условие: троллейбусы должны быть только с автономным ходом, причем обеспечиваться он должен только посредством дизель-генератора. Когда «Примечания» написали, что это неэкологично , требования о дизель-генератора из условий конкурса убрали.
После этого в конкурсе смог участвовать крупнейший производитель троллейбусов в РФ — ЗАО «Тролза» из города Энгельс. Он выпускает троллейбусы, автономный ход которых обеспечивают литий-ионные батареи. Мало того, они оказались еще и дешевле на 128 млн рублей.
Как выяснилось тогда, конкурентом «Тролзы» стало ООО «Холдинг-Транскомпонент». В выписке налоговой службы учредителем этой фирмы значится кипрский офшор «Тадорикс Консалтантс Лимитед».
Среди производителей троллейбусов в России этот офшор не значится. Зато он значился в числе владельцев ООО «Изолит». В феврале 2010 года «Тадорикс» продал свою долю в «Изолите» за 486 млн руб «Трансмашхолдингу» — крупнейшей в РФ корпорации. Которой принадлежит еще одно предприятие — Мытищенский машиностроительный завод (ММЗ). А тот, в свою очередь, помимо вагонов метро, выпускает и троллейбусы.
Под ММЗ, как выяснили «Примечания», и писался изначально севастопольский троллейбусный конкурс. Но машины «Тролзы» оказались дешевле, и возник вопрос о правомерности выбора. Теперь, сообщают наши источники, правительство Севастополя хочет под надуманным предлогом вообще отменить этот конкурс — и переписать техзадание, чтобы сомнений в справедливости победы мытищинцев не было уже ни у кого.
У самого правительства города сомнений в том, что победить должен именно принадлежащий «Трансмашхолдингу» ММЗ, похоже, нет. Еще бы — ведь в мае этого года «Трансмашхолдинг» презентовал в Севастополе новый троллейбус со столь дорогим сердцу губернатора названием «Адмирал» (его сделал Тверской вагоностроительный завод, также входящий в «Трансмашхолдинг»). Правда, покатав на нем севастопольцев несколько дней, державные офшорники забрали троллейбус обратно. Но название-то осталось — если не на теле электрической машины, то в одноименной севастопольской газете уж точно. Это ли не повод сделать все для победы ММЗ?
Но как это сделать, если есть предложение купить троллейбусы дешевле?
Как сообщают наши источники, теперь департамент транспорта севастопольского правительства и ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» хотят потребовать от ФАС вообще отменить конкурс. Это позволит в 2016 году переписать техзадание с условиями, соответствовать которым сможет только ММЗ, с которым будет удобно отрезать куски от цифры 963,6 млн рублей.
Поводом для отмены конкурса севастопольская сторона, по данным наших инсайдеров, называет то, что поставщиком услуг закупки троллейбусов в лизинг единолично названа Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Мол, где же конкуренция, ФАС?
Оно бы и так, вот только давать транспорт в лизинг Крыму и Севастополю может лишь ГТЛК. Во всяком случае, так гласит распоряжение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева от 30 декабря 2014 года №2788-р «Об утверждении программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта на территории Крымского федерального округа».
О том, что техзадание подгоняли под конкретного участника красноречиво говорит и то, что стоимость троллейбусов мытищинской компании копейка в копейку совпадает с максимально возможной суммой закупки, которую севастопольские транспортники внесли в конкурсную смету.
Заседание УФАС по этому конкурсу должно было состояться сегодня, но его результатов на сайте госзакупок пока что нет. Новый год к нам идет, но не едут троллейбусы. Отменят ли конкурс? Или все-таки примут его результаты, и 128 млн рублей останутся в севастопольском бюджете?