Балаклава-1855. Первые военные фотографии в истории

Не все знают, что крымская война 1854-1856 гг. стала первым крупным военным конфликтом в истории, запечатленным на фотоснимках. Если принять как данность, что именно тогда под Севастополем и зародилась профессия военного фотокорреспондента — то первым из них следует признать англичанина Роджера Фентона. Медиакомпания Mashable опубликовала серию его балаклавских снимков, оригиналы которых хранятся в Библиотеке Конгресса США.
Mashable
10.01.2016

В середине 1850-х, когда Великобритания, Франция и Турция осаждали Севастополь, боевые действия в Крыму зашли в тупик. Перебои с поставками, стратегические ошибки командования и суровая зима вызвали ропот в столицах воюющих держав. Общественное мнение Великобритании все чаще высказывалось против участия в этой неумелой войне с нечеткими целями.

Чтобы изменить отношение к ней, британское правительство наняло фотографа Роджера Фентона. Он прибыл в Крым в марте 1855-го и оставался на полуострове в течение 3,5 месяцев. С большими тяжелыми камерами, требующими длительной выдержки, Фентон фотографировал солдат, рабочих и генералов, стройные ряды палаток и обозов, раскинувшиеся на всем пути из балаклавского порта к фронту. 


Капитан Томас Лонгворт, британская королевская артиллерия.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса


Морской интендант верхом на верблюде в порту Балаклавы.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса



Вид Балаклавы.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Вид на Балаклавскую бухту из полевого лагеря на Гвардейском холме.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Полевые лагеря союзников (Англия, Франция, Сардиния, Турция) на подступах к Севастополю.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Сам фотограф Роджер Фентон, одетый как пехотинец-зуав и снятый его коллегой Маркусом Спарлингом.

Британский генерал-лейтенант Джордж де Лейси Эванс.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

«Вид оврага, который назвали «Долиной смертной тени», превзошел воображение: неразорвавшиеся пушечные ядра и их осколки заполнили, как вода, обочины дороги, и устилали ее так, что трудно было идти, не наступая на них», — такую запись оставил Роджер Фентон, проехавшись по полям сражений в Балаклавской долине.

Это самая известная его фотография была сделана 23 апреля 1855 года в неглубокой лощине на дороге в Севастополь, усыпанной пушечными ядрами. Британские солдаты назвали ее «Долиной смертной тени» из-за частоты, с которой их обстреливали русская артиллерия. На знаменитом изображении пушечные ядра скопились в канавах на обочине дороги, как вода. 
 
Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Но Фентон также сделал другой, менее известный снимок этой дороги — без пушечных ядер на проезжей части. Британские историки выдвинули позже массу конкурирующих теорий, согласно которым фотограф специально перенес ядра на дорогу и разбросал их там. В частности, к такому выводу пришел в своем  расследовании кинорежиссер Эррол Моррис. По его мнению, Фентон разложил ядра там, чтобы создать дополнительный драматизм.

Передвижная фотолаборатория Роджера Фентона и Маркуса Спарлинга, его помощника. Перед поездкой в опасную зону боевых действий Спарлинг попросил считать этот снимок своей последней фотографией, если с ними что-нибудь случится.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Офицеры 17-го пехотного полка британской армии

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса
 
Принц Наполеон Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, воевал в качестве генерала на Крымской войне.
Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Генерал-майор сэр Джордж Буллер

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса
 
Офицеры 71-го полка горцев позируют с собакой в ​​британском лагере.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Железнодорожные чиновники в Балаклаве

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Мужчины 4-го Гвардейского драгунского полка британской армии и женщины расслабляются в хижине.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Лейтенант Джон Шервуд Гейнор, 47-й полк.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Капитан Чарльз Август Дрейк Хэлфорд из 5-го гвардейского драгунского полка.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 

Вид оборонительных линий в Балаклавской долине с Гвардейского холма. Вдали виден холм Канробера.
Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Два зуава французской армии, легко вооруженные пехотинцы в характерной форме, делятся пищей.

Фото Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Два сержанта 4-го драгунского делятся напитками.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса


Французский генерал Марешаль Пелисье.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Два хорвата.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Благочинный маршал дивизиигенерала Боске.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса


Венгерский генерал Дьёрдь Кмети, служивший в Османской армии под именем Исмаил Паша, передает трубку слуге.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Британский генерал-лейтенант сэр Колин Кэмпбелл.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Уильям Симпсон, военный художник.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

 
Лейтенант Вальтер Астон Фокс.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Британский командующий Генри Фицхардинг Беркли Макс.

Фото: Роджер Фентон / Библиотека Конгресса

Нанятый правительством Британии с пропагандистскими целями фотограф должен был передать ощущение стойкости и успехов в военной кампании. Поэтому у Фентона вы не увидите снимков солдат, погибших от зимнего холода или холеры, или искалеченых артиллерийским огнем. Но это — первые военные фотографии в истории человечества.