Конкурс на поставку в Севастополь 44 троллейбусов с автономным ходом по программе лизинга с лимитом 963,6 млн рублей был объявлен в начале декабря. Условия конкурса постоянно менялись. Сначала заказчики «удлинили» требуемый троллейбус. Потом добавили условие: троллейбусы должны быть только с автономным ходом, причем обеспечиваться он должен только посредством дизель-генератора. Когда «Примечания» написали, что это неэкологично, требования о дизель-генераторе из условий конкурса убрали.
После этого в конкурсе смог участвовать крупнейший производитель троллейбусов в РФ — ЗАО «Тролза» из города Энгельса. Он выпускает троллейбусы, автономный ход которых обеспечивают литий-ионные батареи. Мало того, они оказались еще и дешевле на 128 млн рублей.
Как выяснилось тогда, конкурентом «Тролзы» стало ООО «Холдинг-Транскомпонент». В выписке налоговой службы учредителем этой фирмы значится кипрский офшор «Тадорикс Консалтантс Лимитед».
Среди производителей троллейбусов в России этот офшор не значится. Зато он значился в числе владельцев ООО «Изолит». В феврале 2010 года «Тадорикс» продал свою долю в «Изолите» за 486 млн руб. «Трансмашхолдингу» — крупнейшей в РФ корпорации. Которой принадлежит еще одно предприятие — Мытищенский машиностроительный завод (ММЗ). А тот, в свою очередь, помимо вагонов метро, выпускает и троллейбусы.
Под ММЗ, как выяснили «Примечания», и писался изначально севастопольский троллейбусный конкурс. Но машины «Тролзы» оказались дешевле, и возник вопрос о правомерности выбора. Теперь, сообщают наши источники, правительство Севастополя хочет под надуманным предлогом вообще отменить этот конкурс — и переписать техзадание, чтобы сомнений в справедливости победы мытищинцев не было уже ни у кого.
У самого правительства города сомнений в том, что победить должен именно принадлежащий «Трансмашхолдингу» ММЗ, похоже, нет. Еще бы — ведь в мае этого года «Трансмашхолдинг» презентовал в Севастополе новый троллейбус со столь дорогим сердцу губернатора названием «Адмирал» (его сделал Тверской вагоностроительный завод, также входящий в «Трансмашхолдинг»). Правда, покатав на нем севастопольцев несколько дней, державные офшорники забрали троллейбус обратно. Но название-то осталось — если не на теле электрической машины, то в одноименной севастопольской газете уж точно. Это ли не повод сделать все для победы ММЗ?
Непреодолимое желание обладать «Адмиралом» Сергей Меняйло не скрывает. «Основная задача правительства Севастополя — получить в город самые современные троллейбусы, такие как «Адмирал», который был представлен горожанам весной 2015 года. Эта машина существует, она серийная. Думаю, что его мы получим», — сказал Меняйло.
Но как это сделать, если есть предложение купить троллейбусы дешевле?
Как сообщают наши источники, теперь департамент транспорта севастопольского правительства и ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» хотят потребовать от ФАС вообще отменить конкурс. Это позволит в 2016 году переписать техзадание с условиями, соответствовать которым сможет только ММЗ, с которым будет удобно отрезать куски от цифры 963,6 млн рублей.
Поводом для отмены конкурса севастопольская сторона, по данным наших инсайдеров, называет то, что поставщиком услуг закупки троллейбусов в лизинг единолично названа Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Мол, где же конкуренция, ФАС?
Оно бы и так, вот только давать транспорт в лизинг Крыму и Севастополю может лишь ГТЛК. Во всяком случае, так гласит распоряжение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева от 30 декабря 2014 года №2788-р «Об утверждении программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта на территории Крымского федерального округа».
В свою очередь, Сергей Меняйло поводом для отмены результатов конкурса называет неподходящий год разработки троллейбуса.
«Нам нужен троллейбус образца конца 2015 года или 2016-го, но ни в коем случае не 2000 или 2005 года, — отметил Меняйло. — Мы сейчас пересмотрели требования к троллейбусам, пересмотрели техническое задание. Будем выходить на ГТЛК с предложением провести конкурс в ближайшее время».
О том, что техзадание подгоняли под конкретного участника, красноречиво говорит и то, что стоимость троллейбусов мытищинской компании копейка в копейку совпадает с максимально возможной суммой закупки, которую севастопольские транспортники внесли в конкурсную смету.