Из-за цены, которая к Новому году перевалила за тысячу, распродать все елки не удалось, и торговцы стали бросать их прямо на улице, причем сразу по 30-100 штук.
Кому они достанутся — непонятно, но на пользу города бесхозные елки, похоже, не пойдут.
В западных странах елки забирают на переработку. Из них делают бумагу, картон, лекарства, наполнители для кошачьих туалетов. В этом году пункты сбора елок появятся в Москве, а в Астрахани и Самаре они уже существуют.
В Севастополе выброшенные деревья просто вывозят на полигон в Юхариной балке, сообщил «Примечаниям» начальник управления благоустройства Евгений Романенко: несмотря на обещания чиновников, действующих заводов по переработке мусора у нас нет. Хотя использовать елки повторно можно и без переработки.
«Во многих странах елки повторно высаживают, определенный процент из них приживается, и дальше они растут как обычные деревья, — рассказывает севастопольский эколог, преподаватель ЧФ МГУ Екатерина Каширина. — Те, что не прижились, становятся топливом или идут на переработку. А у нас ненужные елки собирают разве что сами жители: кто-то отвозит их со свалок на протопку, мальчишки обрубают ветки для поделок на уроках труда. Какой-то единой системы сбора и переработки в нашем городе нет, так что большая часть деревьев действительно гниет на полигоне».
И это при том, что елки к Новому году к нам везут с материка (крымские сосны рубить нельзя). Почему бы эти деревья не отвезти после праздников жителям негазифицированных сел под Севастополям, которым нужны дрова, или беженцам в Резервное и Гончарное, у которых на протопку нет денег?
А еще елки можно подарить зоопарку на корм животным, которым они нужны как зимний источник витамина D. «Мы с радостью принимаем сосны: хвою, ветки и часть коры едят козы, ламы, косули, лани, дикобразы, — говорит директор севастопольского зоопарка Ремигиус Врадий. — Но взять можем немного, потому что складывать деревья нам негде».
«Сейчас живые елки во всем мире заменяют на искусственные, — говорит эколог. — Я сама уже давно не покупаю живые елки. В этом году их вообще раскупали плохо. Хотя это связано скорее с ценой, чем с экосознанием».