Болевые точки Северной хорошо известны. Прежде всего, это забитая машинами, автобусами и незаконной торговлей площадь Захарова, где нет оборудованных остановок, из-за ларьков не видно катеров, а из-за машин и лееров трудно к ним подобраться. Это единственное на всю Северную земляное футбольное поле, которое губернатор все обещает чем-то покрыть, но пока его можно покрыть только матом. И это, конечно, Учкуевка, а точнее — пляж и парк с одноименным названием. На первом столько ларьков и шалманов, что не видно моря, а на втором землю распродали под застройку еще при Украине.
Нам было интересно, совпадет ли маршрут губернатора с этим списком. Как выяснилось, в целом совпал. Но, как и в прошлый раз, рейд оказался поверхностным.
Мы ожидали, что на площади Захарова Сергей Меняйло подробнее остановится на незаконной торговле, пройдет между ларьками и нагромождением машин, посмотрит, как сквозь них к причалу пробираются люди. Ничего этого градоначальник не сделал, ограничившись дежурными фразами «разберемся», «накажем», «сделаем».
Между тем, у жителей Северной действительно накипело. Это стало понятно, как только нога Сергея Меняйло ступила на причал: его моментально окружили прохожие с вопросами, просьбами, жалобами.
— Уберите этот рынок, он нам не нужен!
— Почему у нас до сих пор ни одной ночной аптеки?
— Машины на тротуаре в два ряда, парковки нет.
— Днем ни одного гаишника, где они?
— Разберитесь с бродячими собаками! Столько собак, страшно ходить уже.
— На что идут деньги, что присылают с материка? Ни дорог, ни денег — одни ямы.
— Все только обещаете, а сделаете-то когда?
Накричав на подчиненных, губернатор пообещал простолюдинам, что гаишники и аптека появятся на днях, а со следующей недели в городе, включая площадь Захарова, начнут работать эвакуаторы. Рынок Меняйло поручил своей свите убрать, но растерянное «есть» и «выполним» не дают никакого представления о сроках.
Выскользнув из кольца недовольных, Сергей Иванович сел в правительственный автобус и отправился на стадион — то самое усеянное булыжниками футбольное поле на улице Симонок.
В прошлом году на развитие базовых видов спорта в Севастополе выделяли 33 млн 207 тысяч рублей из федерального бюджета. В списке кандидатов на капремонт был и стадион на Симонок. Покрытие обещали постелить до конца 2015-го: экспертиза прошла, оставалось только найти подрядчика. Но и в 2016-ом ничего так и не изменилось ни на стадионе, ни в речах чиновников: Меняйло попросил подождать еще один год, торжественно вручил несколько мешков с футбольными мячами директору спортшколы «Парус» и ушел на перекур.
Дальше была Учкуевка. Свита Сергея Меняйло быстро прошла вдоль одноименного парка к пляжу. Там губернатор сказал, что землю парка, распроданную при Украине, город отсудит, и там будет зона отдыха. Что она будет собой представлять, пока неясно: денег в бюджете Нахимовского района на благоустройство все равно нет, поэтому город привлечет инвестора. В обмен на что инвестор будет благоустраивать парк, губернатор не уточнил.
Тему ларьков на набережной Сергей Меняйло проигнорировал. Над вопросом «Примечаний» о формате предстоящего отчета губернатора перед заксобранием он было задумался — но стоило ему открыть рот, как политтехнолог губернатора Эдуард Журавлев схватил его под руку и утащил от журналистов.
На этом пресс-тур по Северной и закончился. Перед отъездом Меняйло сказал подчиненным: «Вы тут как будто только вместе со мной бываете». И прозвучало это так, будто впервые побывал на Северной впервые он сам.
Потом кто-то из журналистов вспомнил, что точно так же объезжал Северную Владимир Яцуба, до него — Валерий Саратов, а еще раньше — Сергей Куницын. Все они, как и нынешний губернатор, обещали «подождать год», напоказ журили глав департаментов и управлений. Так же говорили «разберемся», «накажем», «сделаем».
А Северная по-прежнему задыхается посреди грязи, дорожных ям и уродливого шанхая ларьков.