Сразу отметим, что легче всего нам было работать в гимназии № 1, где учится много детей севастопольской элиты — руководство сразу пошло навстречу и всячески помогало опрашивать учеников. В 50-й школе на Жидилова говорить с детьми нам сходу запретили: «Сейчас без согласия родителей ничего нельзя, они вам что-нибудь расскажут, а родители потом винить будут нас». Поэтому учеников двух других обычных школ мы опрашивали на улице.
Вопроса было три: чем занимаются твои родители, кем ты хочешь стать, и планируешь ли ты остаться после школы в Севастополе. Вот что у нас получилось.
Артем, 10 лет, 4 класс
Отец — военный прокурор, мама — адвокат
Хочу стать бизнесменом. Я собираюсь в химико-биологический класс, потому что меня увлекает химия, но бизнесмены много зарабатывают. Понравится ли мне заниматься бизнесом, не знаю, бизнес — это для выгоды, а наука будет моим хобби.
Даня, 17 лет, 11 класс
Отец — моряк, мама — косметолог
Собираюсь поступать в мореходку в Питере, либо в московский институт нефти и газа имени Губкина, но скорее все-таки мореходку. У меня и дедушка, и отец — моряки, и у меня тоже к этому душа лежит. Это стабильная работа и зарплата, всегда будешь в достатке. Ну, и Питер — красивый город, а Макаровка — сильный университет.
Джума, 17 лет, 11 класс
Родители военные
Буду военнослужащим. Хочу поступить в московский военный институт — это хороший ВУЗ. Я хочу стать пограничником, буду защищать родину. Родители тоже военные — у меня как бы династия. Но я сам захотел ее продолжить, потому что быть военным — это престижно.
Антон, 16 лет, 11 класс
Родители занимаются бизнесом
Собираюсь стать экономистом, потому что эта работа востребована. Наверное, уеду в Питер или Ростов — куда получится поступить. Профессию выбрал сам: мне нравятся точные науки. Поступаю в другой город, потому что за пределами Севастополя возможностей больше.
Маша, 16 лет, 11 класс
Отец — бизнесмен, мама — кинолог
Я выбираю техническую профессию. Больше всего хочется поступить в Московский физико-технический институт на космические исследования — это передовой край науки. Так сложилось, что я заинтересовалась космосом и физикой, а этот предмет мне дается лучше всего. Кстати, не все знают, что такие ученые получают гораздо больше простых инженеров. Они позволяют себе путешествовать и жить в достойный условиях: это и любимая работа, и обеспеченность.
Кирилл, 15 лет, 10 класс
Отец — замначальника юридической службы ЧФ РФ, мама — адвокат, дедушка — судья Апелляционного суда Севастополя
Я собираюсь стать судьей. Правда, пока не знаю, какой инстанции, но надеюсь дойти до Верховного суда. В любом случае, я хочу связать свою жизнь с юриспруденцией, а если все пойдет хорошо, то, возможно, с политикой. Но не здесь, а в Санкт-Петербурге — у меня там больше родственников, и вообще мне очень нравится этот город. Я очень люблю Севастополь, я здесь родился, но Санкт-Петербург мне все-таки ближе. Да, работать судьей сейчас непросто, но я буду беспристрастным, потому что правда должна быть не в деньгах, а в законе. Должно быть верховенство права. Об этом, в свое время, говорили в Советском Союзе, и об этом говорил наш президент Владимир Владимирович Путин, которого я, безусловно, поддерживаю.
Владислав, 16 лет, 10 класс
Родители занимаются бизнесом
Я еще не определился с факультетом, но уже решил, что хотел бы стать государственным служащим. Мне это интересно, я уже сейчас занимаюсь общественной деятельностью в городском парламенте ученического самоуправления и баллотируюсь в молодежный парламент при заксобрании. Работать хотелось бы в другом городе. Возможно, когда я вырасту, в Севастополе появится больше возможностей, но сейчас их недостаточно. А в идеале я хотел бы стать президентом.
Никита, 10 лет, 4 класс
Отец — начальник, мама — детский врач
После пятого класса я бы хотел пойти в наше военное училище, чтобы стать военным и защищать свою родину. Для меня это достойно.
Богдан, 12 лет, 6 класс
Отец — бизнесмен, мама — домохозяйка.
Я уже определился: хочу стать программистом, потому что у меня уже есть навыки, меня интересует информатика, и я уже понимаю в этом деле.
Саша, 12 лет, 6 класс
Отец — бизнесмен, мама - домохозяйка
Хочу стать футболистом. Уже шесть лет занимаюсь, играю за Крым, участвовал в чемпионате по Крыму в основном составе. Сейчас играю за Россию.
Лиза, 17 лет, 11 класс
Мама — инженер, отчим — военнослужащий
Это точно будет техническая специальность — может быть, инженер. Я учусь в физико-математическом классе, так что давно решила, что моя профессия будет связана с математикой и физикой. Наверное, буду инженером. Мама тоже инженер, она подсказывает мне, что выбрать, и я, конечно, прислушиваюсь к ее советам. Но каким именно инженером стану, я еще не решила.
Дмитрий, 16 лет, 11 класс
Отец — бизнесмен, мама занимается недвижимостью
Я учусь в химико-биологическом классе, собираюсь стать военным врачом, поступаю в Санкт-Петербург на хирургический факультет Военно-медицинской академии. Выбрал эту профессию, потому что хочу помогать людям. Военный вуз — из-за того, что практика там в полевых условиях, это дает больше опыта. А после учебы я смогу стать как военным врачом, так и уйти на гражданку.
Алина, 16 лет, 11 класс
Отец военный, мама занимается бизнесом
Я хочу быть стоматологом. Но учиться буду не здесь, хочу уехать. С городом еще не определилась, но это будет Москва или Питер — думаю, там будет лучше учиться. Сначала я хотела быть дизайнером, но потом я попала в хим-био класс, мы стали углубленно изучать биологию, и мне понравилось. Да и мама советует стать врачом, вот я и решила.
Никита, 16 лет, 10 класс
Отец — бизнесмен, мама - судья
Собираюсь поступать в севастопольский филиал МГУ на юрфак — его у нас как раз открывают в этом году. Я еще не выбрал специализацию, но это не главное. По-моему специалисты узкого профиля сейчас востребованы и всегда найдут себе место в жизни.
Дима, 8 лет, 2 класс
Отец — юрист, мама работает на заводе
Я хочу стать ментом...ой, милиционером. Милиционер выполняет миссии, у него поисковые собаки, все такое. Узнал об этом из фильмов. И еще постоянно вижу из окна патрули — они вечно ездят по ночам с мигалками.
Валерия, 13 лет, 8 класс
Отец — заместитель бухгалтера, мама — продавец
Я хочу стать либо парикмахером, либо массажистом. Моя мама работала парикмахером, делала всякие прически — мне это по душе. Хочется уехать из Севастополя. Я вот недавно была в Москве, захотелось поехать учиться в МГУ. Это ведь государственный университет, там можно обучиться любой профессии.
Катя, 13 лет, 8 класс
Сирота
Я хочу быть медсестрой: нравится делать уколы и все такое. Учиться буду здесь.
Артем, 15 лет, 9 класс
Отец — моряк, мама в декрете
Хочу стать поваром. У меня в семье хорошо готовят, мне нравится, вот и я тоже захотел. Папа у меня на корабле работает, а мама в декрете.
Стефан, 15 лет, 9 класс
Мама массажист
Хочу стать футболистом. Решение принял сам: начал заниматься с детства и дальше хочу идти в этом направлении.
Леша, 15 лет, 9 класс
Отец — рабочий, мама — продавец
А я хочу быть автомехаником.
Владимир, 16 лет, 10 класс
Отец — военный, мама временно без работы
Хочу поступить в Нахимовское училище в Севастополе. Мне нравятся военные специальности, хочу защищать родину.
Аня, 16 лет, 11 класс
Отец — переводчик, мама — учитель музыки
Хочу стать геоэкологом. Поступать планирую в филиал МГУ в Севастополе. Я выполнила научную работу по географии, мне понравилось, и я решила учиться по этой специальности.
Лиза, 14 лет, 8 класс
Папа — строитель, мама — домохозяйка
Еще не определилась. У меня мама не работает, а папа где-то на стройке.
Лера, 14 лет, 8 класс
Отец — пожарный, мама в декрете
Я еще не думала, но наверное это будет медицина, потому что мне хочется помогать людям.
У детей из престижной гимназии мотивации очевидно более зрелые. Они хорошо представляют, чего хотят, и в подробностях это описывают. Прослеживается гордость за родителей, желание им подражать и, в ряде случаев, выбрать ту же профессию.
У детей из обычных школ мотивации более стихийные. Подобно советским школьникам, они, рассуждая о выборе будущей профессии, отталкиваются не от приоритетов и ценностей семьи, а от общественных стереотипов. Причем стереотипы эти тоже «советские». Например, в их рассуждениях почти полностью отсутствуют деньги. Вряд ли они не понимают их значимость — им тоже хочется иметь хорошие игрушки, наряды и гаджеты. Но взаимосвязь между выбором профессии и будущим достатком они как будто недооценивают. Можно назвать это инфантилизмом, но инфантилизм этот не возрастной, а социальный: чем ниже люди стоят на общественной лестнице, тем больше они подвержены иллюзиям и пропаганде.
А может быть, невысокие амбиции у детей из простых школ и семей связаны с присущим их социальному кругу ощущением «стеклянного потолка»: видно, что там, над головой, но не пробьешься. Мол, как ни старайся, а без связей и денег все равно не пробьешься. А раз так, то зачем стараться?