По словам общественников, севастопольский парадокс в том, что добро сделать непросто. При наличии желания, людей, поддержки местных жителей и СМИ, процесс стопорится из-за медлительности и неповоротливости бюрократической системы.
Чиновникам нужны письма, запросы, обращения, подписи. Очень неплохо было бы знать названия департаментов, ведомств, их начальников, руководителей, их взаимосвязи, а иногда и политические взаимоотношения. Однако прогрессу и федеральному законодательству трудно сопротивляться. Интернет позволяет добраться до чиновников минимальными усилиями.
Итак, рассмотрим подборку полезных ресурсов.
Форма обращения Правительства Севастополя.
Нужно выбрать подходящий пункт (либо «другое») и простыми словами описать проблему. Лучше не использовать эмоции в описании, а констатировать факты. Скорее всего, то, чем вы недовольны, попадает под какую-нибудь статью Административного кодекса, процесс будет запущен.
Указывать надо реальную фамилию и адрес проживания («прописку» никто проверять не будет). Реальные данные нужно указывать во всех других сервисах тоже, разумеется.
Отзывы про данную форму:
Вячеслав, Севастополь, программист: «Отправил обращение — во дворе местный житель захватил под пристройку большой кусок земли. Через 2-3 месяца пришел очень интеллигентный мужчина из Департамента архитектуры, который зафиксировал нарушение. С этого дня письма из разных ведомств и департаментов приходили ко мне раз в неделю несколько месяцев. В результате мне пришло заключение из МВД, что это дело должно решаться в суде. В итоге у меня на руках есть весь набор документов о том, что это незаконно. Это ценно и поможет мне в суде. Хотя хотелось бы, чтобы в суд подавал Департамент архитектуры, а не я. В целом система сырая, но надо давить и принуждать работать по закону».
Евгений Перин: «По регламенту на обращения граждан должны отвечать в течение 30 дней, мне отвечали от 2 до 6 месяцев. Я решил написать обращение в правительство о том, что они нарушают регламент о сроках ответа. На этот раз мне отвечали 3,5 месяца, ответ был о том, что мое обращение переправили в другое ведомство, которое этим занимается, а о принятом решении мне должны сообщить позднее. Пока не сообщили =)
В целом, хоть зачастую ты получаешь всего лишь отписки и перевод стрелок на другое ведомство, все же хочется верить, что обращения читают, понимают, что у города есть проблемы, видят заинтересованность граждан в изменениях. Рано или поздно система обкатается, и проблемы будут решаться быстрее и качественнее.
Сервис, которые берет на себя всю переписку с чиновниками. Регистрируетесь, выбираете тип проблемы, описываете детали, прикрепляете фото — и вперед! Далее проблемой занимаются юристы сервиса, которые составляют грамотные письма, вызывающие ощущение трепета у простых провинциальных чиновников.
Создатель сервиса приезжал на форум «Сообщество» в Севастополь летом 2015, городские активисты могли с ним пообщаться.
Полина Петренко, жительница Севастополя, с помощью этого сервиса добилась ремонта ямы на площади 50-летия СССР:
«Айгражданин» пока — просто инструмент для облегчения общения с властями. Он действительно оформляет нужным языком твой запрос и отправляет в нужное ведомство. Потом размещает на сайте ответ, если он поступил в их адрес. В Севастополе пока ответ приходит заказным письмом отправителю лично, его нужно идти получать на почту, что неудобно. Но иногда и сам сайт размещает ответ. Это проще, чем самому писать обращения. В принципе, это и есть его фукнция. Дальше пока не заходит. Т.е. если пришла отписка, дальше мне нужно самой думать, как и куда еще написать. Например, создать еще две проблемы, которые будут частью одной. При этом я не застрахована от того, что получу еще пару отписок от этих ведомств без решения проблемы как таковой.
Вот в таких моментах хотелось бы больше юридической поддержки от ресурсов типа «АйГражданина». С создателями сервиса договаривались поддерживать и продвигать его в Севастополе усилиями активистов. Этим сейчас и занимаемся (например, я договариваюсь с кафе о размещении стикеров IGrajdanin на дверях и т.п.)».
3. Сервис «Сердитый горожанин».
Аналогичный сервис. Несколько другой подход, который следует использовать параллельно предыдущим. По Севастополю успешных дел пока нет, однако активность существует, а значит скоро будут результаты:
4. Сервис РосЖКХ
Похожий сервис, ориентирован на ЖКХ. Один из самых старых в этой сфере. Создан Навальным и ко., но к политике практически не имеет отношения. Крым и Севастополь там недоступен в списке регионов, но по каждой проблеме написан текст очень грамотного юридического письма в контролирующие органы. Этот текст можно распечатать и отправить самостоятельно.
5. Генеральная прокуратура Севастополь
Генеральная прокуратура принимает обращения в свободной форме, однако для большей эффективности нужно ссылаться на пункты законов. Например, существует закон Севастополя об административных правонарушениях. Соответственно, описывается проблема, затем дополняете «…Прошу выявить и привлечь должностное лицо (орган, организацию), виновное в… [ненадлежащем содержании объекта благоустройства], к административной ответственности, предусмотренной статьей №…».
Соответственно, проверка будет вестись прокуратурой относительно чиновника, который плохо исполняет свои обязанности.
В Санкт-Петербурге есть сервис «Красивый Петербург», созданный для решения питерских проблем. Тем не менее у них есть чему поучиться и неравнодушному севастопольцу. На странице обсуждений во Вконтакте, создатели сервиса описывают, что необходимо делать, например, если вам дают «отписки». Часто используются федеральные законы, которые актуальны и для нашего с вами города.
6. ГИБДД
С ГИБДД тоже можно общаться через Глобальную сеть. На Севастопольскому форуме такие отзывы:
«Не особо эффективный метод, как я понял (борьбы с нелегальной парковой. — Прим.), первые 3-4 машины наказали, а вот последнюю — мне прислали письмо, чтобы я явился в ГАИ для свидетельства, зачем оно мне надо? Им, понимаете, фото, видео мало? Может фильм надо снимать, с друзьями собираться, чтобы с плакатами вокруг машины бегать?»
«Да меня тоже так просили. Я сходил. Оказывается, это дурной приказ сверху — всесторонне разобраться и всех опросить. Теперь пишу по совету юриста в заявлении: «Прошу мое заявление считать моим объяснением не требующее проверки, подтверждения, дополнения.» Авось поможет. А в гибдд просто написал: «прошу приложить мое заявление к протоколу, других объяснений не имею». Но если так и дальше пойдет, то надо жаловаться на самодеятельность и лишнюю бюрократию в Москву. В России везде электронные жалобы работают именно удаленно.
В электронном заявлении главное написать: точное место (точный адрес, № дома, улица). Точное время и дату. Все приметы водителя (если был), номер авто, цвет, марку и модель. Ну и это предложение от юриста добавить. Без чего-то одного они могут вызывать за разъяснениями.»
Очевидно, что данная форма, как и все, работает с трудом, но результат есть. Результат зависит от формулировок, которые несложно правильно составить с помощью поисковых систем.
В завершение хочется пожелать удачи всем «городским сумасшедшим», которые стремятся прийти к цели — современному, привлекательному, комфортному городу Севастополю.