«Постоянно уступаю место в общественном транспорте женщинам любого возраста, — написал в "Фейсбуке" переехавший в Севастополь Алексей. — Может, воспитание, может привычка. Иногда сяду в пустом салоне и жду толкотни, чтобы отдать место слабому полу. Иначе его до конца поездки займет какой-нибудь невежа. В Севастополе, когда предлагаешь женщине присесть, происходят три вещи: на тебя смотрят как на сумасшедшего, бросаются на место (как будто его может занять другая) или с недоумением произносится "чего это вы?". И никогда — "спасибо". Наверное, во всех трех случаях этот жест справедливо воспринимается как должное».
У каждого из нашей редакции на этот счет свой опыт: кому-то места уступают с завидным постоянством, кому-то — через раз, а кому-то уступают только военные, и то, если повезет.
Чтобы вывести среднее арифметическое, мы провели небольшой опрос в группе «Примечаний» Вконтакте. И вот что из этого вышло.
Чуть меньше половины опрошенных считают, что в Севастополе места уступают чаще, чем в других городах. Остальные мнения разделились между «наши пассажиры — эгоисты» и «не уступают и правильно делают». Но в сумме перевес оказался на стороне тех, чьи ответы и комментарии подтверждают наблюдения Алексея. Небольшой — но перевес.
«Битком набитые топики — вообще ад, особенно зимой, когда все окна закрыты и дышать нечем, — пишет Ирина. — Стараюсь в таких не ездить. С другой стороны, удивляют люди, которые впихиваются в такие маршрутки, а потом требуют, чтобы им место уступали. Видели, куда садились».
«Нефиг набирать стоячих пассажиров в маршрутки, где их не должно быть, — соглашается Дмитрий. — Специально по утрам шагаю лишний километр до конечной, чтобы ехать в комфорте. Хотите, чтобы вам уступали места, — езжайте в троллейбусе».
«Cлучай из жизни: уступил место женщине в топике, потому что она была с сумками и "валилась" на меня — мол, терпи или уступай. Через пару остановок останавливает нас ГАИ. Топик битком. Вопрос: кто должен был выйти? Тот кто уступил или тот кто сел?» — задается вопросом Александр.
«Я не уступаю, идите в зад!» — отрезал Иван.
Были, конечно, и те, кто пытался переубедить несогласных уступать места, но их почему-то оказалось меньше.
Выходит, что севастопольцы в большинстве своем — бездушные эгоисты, которые слишком сильно ценят собственный комфорт, чтобы снизойти до мучений ближнего и ехать стоя? Что моральный облик наших земляков, подсвеченный отблеском величия истории города, на самом деле оставляет желать лучшего? Или виной тому их законопослушность — ведь стоящих пасажиров в маршрутках действительно быть не должно?
Скорее всего, верно первое, хотя объяснять это у нас принято «особым менталитетом», не уточняя, в чем эта особость состоит.
«На тему, почему люди, когда им уступили место, не говорят «спасибо», язвительно пошутил мой знакомый с материка, — продолжает автор поста, побудившего нас провести этот небольной опрос. — "В приморских городах ничего просто так не бывает, ты всех пугаешь своей простотой". На что я возразил, что ведь тут говорят: "Спасибо за Крым". "Место в России мы, севастопольцы, заняли сами. На собственные поступки мы смотрим по-другому", — сказал мне местный. Такие дела».