Эта бумага в начале февраля была разослана во все учебные учреждения Севастополя. В нем начальник департамента образования просит глав образовательных учреждений оказать содействие некоему ООО «Научно-исследовательскому институту ПР» провести в коллективах социологическое исследование. Педагогов собираются спрашивать об отношении к событиям Крымской весны и к двухлетнему периоду жизни в составе РФ.
Напомним, что ранее Михаил Родиков от проведения анкетирования «открестился», заявив: «Я не знаю, с чьей санкции». Распространитель фильма Василий Осинцев отказался говорить, какая организация стоит за этим исследованием. В документе, который оказался сегодня в распоряжении «Примечаний», эта организация названа. И пристальное внимание стоит обратить на форму собственности: НИИ на деле оказывается коммерческой структурой.
По данным ЕГРЮЛ, общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт ПР» зарегистрировано в Москве в 2005 году. Уставной капитал составляет 10 000 рублей. В учредителях числятся (по данным на февраль 2012 года): Выхристюк Андрей Александрович (доля 51%), Черняев Алексей Вячеславович (доля 34%) и Листратов Константин Евгеньевич (доля 10%).
Фирма осуществляет консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. В качестве дополнительных видов указаны рекламная деятельность, производство фильмов, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук — интересы современного пиарщика, как видим, могут быть очень обширными.
Предприятие занимает 3163 место в рейтинге российского бизнеса в категории «Экспертные и оценочные услуги».
Генеральным директором ООО является Константин Листратов — политолог, кандидат политических наук. В 2007 году он защитил диссертацию по теме «Теоретико-методологические основы управления политическим проектом». В качестве заслуг Листратову приписывается работа над реализацией маркетинговых и политических проектов для РАО «ЕЭС», СУ-155, Интеко, администрации Ростовской области.
В июле 2014 года Листратов дал откровенное и циничное по содержанию интервью изданию «Новый регион», в котором он рассуждает над понятием «кремлевской пропаганды». Вот несколько цитат из этого текста:
«Стоит отметить, что в настоящее время архитекторы кремлевской пропаганды всерьез озаботились вопросами легитимности власти на региональном уровне, — говорит Листратов. — В этом кардинальное отличие нынешней региональной политики от сурковского периода, когда введение института назначения губернаторов сделало необязательным поддержку первого лица региона со стороны населения. Сегодня карт-бланш на избрание получают только те региональные лидеры, победа которых на всенародных выборах практически гарантирована. Таким образом, федеральная власть получает большую устойчивость».
В Севастополе губернатора не выбирают, а назначают, и формально не важно — поддерживает его население или нет, хотя сами севастопольцы все чаще высказываются в пользу прямых выборов. Недовольство работой правительства Сергея Меняйло бросает тень на федеральный центр. Тем не менее ставка была сделана именно на пиар, хотя на эти деньги можно было бы сделать для города что-то полезное.
«Деятельность власти и ее "диалог" с оппозицией, — продолжает Листратов, — поддерживает несколько фондов и исследовательских центров, целью деятельности которых является производство информационно-пропагандистских продуктов в различных жанрах». Это отсылка к общественному сознанию. Так получилось, что мы, наследуя советское прошлое, безоговорочно доверяем шаблонам: «академия», «научно-исследовательский институт». Ну как не верить столь серьезным организациям и их экспертам?
Однако по законам РФ зарегистрировать фирму и назвать ее «НИИ», «фондом» или «академией» может любой гражданин. И на виды экономической деятельности, осуществляемой такими предприятиями, не накладывается никаких ограничений. Этим пользуются и врачи-шарлатаны, типа Норбекова или доктора Неумывакина, и горе-пиарщики. Кстати, ПР в названии института обозначает именно PR – сокращение от английского «public relations» — связи с общественностью.
На севастопольцев и слово «московский» действует, как взгляд удава на кролика. А сочетание «московский» и «НИИ» заставляет пенсионеров с придыханием говорить: «Мне звонили и сказали, что у нас губернатор цены понизил».
«Существует пул так называемых «кремлевских экспертов», — откровенничает с читателем Листратов, — которые через средства массовой информации транслируют точки зрения, находящиеся в русле заданных «сверху» трендов. При этом формы подачи информации, будь то комментарии экспертов, круглый стол или панельная дискуссия, часто подразумевают полемику. Это создает иллюзию открытости и демократичности процесса публичного обсуждения тех или иных информационных поводов. Это придает процессу формирования общественного мнения натуралистичность».
Интересно, почему Листратов так безрассудно «сдает» себя и своих коллег по цеху? Что это: обнажение изнанки или заигрывание с аудиторией? Или, откровенничая в интервью, он надеялся, что простой народ, являющийся не субъектом, а объектом внедряемых им технологий, такое не читает?
Странно еще то, что имиджмейкеры Сергея Меняйло не только ославили себя глупыми акциями на весь Севастополь, но и продолжают гнуть линию, кардинально отличную от той, которую поддерживает президент Путин. Олег Матвейчев — основной спикер в фильме «4-я оборона» — еще в мае 2014 года анонсировал «правдивую» книгу о присоединении Крыма к России. И в ней он обещал рассказать, какой на самом деле была роль «вежливых людей» в период Крымской весны:
«Конечно, в книге будет и про "вежливых людей". Их роль в значительной степени преувеличена. Я две недели пробыл в Крыму, искал их, хотел сфотографироваться и поговорить. В городах их не было, только ближе к воинским частям. Я их встречал только один раз», — цитировали тогда Матвейчева в СМИ.
Между тем, в фильме-новоделе этот политтехнолог говорит нечто совсем другое. По его словам, марионетками в событиях февраля-марта 2014 были именно вышедшие на митинг севастопольцы, а присоединяли Крым к России российские военные под руководством скромных кукловодов — Меняйло и Белавенцева. В Крыму и Севастополе этих двух господ тогда никто не видел, и откуда они их «присоединяли», осталось загадкой.
Но проблема даже не в этом. Сказанное в фильме в корне противоречит тому, что заявляет мировому сообществу с трибуны наш президент.
Получается, что Листратов и Матвейчев готовы озвучить любое «экспертное» мнение, за которое заплатит заказчик, какого бы ранга он ни был, или которое определяется конъюнктурой. Хотите читать «ура-патриотические» книжки? Пожалуйста! Хотите либеральные? Тоже легко. Вам нужно, чтобы севастопольские бюджетники поддержали «творца Крымской весны» Сергея Меняйло? Нет проблем! Тем более, что умеющий делать умный вид и говорить витиеватые фразы «эксперт» всегда под рукой: Матвейчев и Листратов участвуют в пиар-проектах друг друга и пасутся на одних и тех же экспертных площадках.
А замазанными во всей этой истории оказались чиновники департамента образования правительства Севастополя во главе с г-ном Родиковым. Решить вопрос по-тихому не получилось: исторический подлог тут же стал достоянием общественности.
Кому и зачем был нужен такой топорный имиджевый ход — непонятно. Но в редакции «Примечаний» родилась своя версия: может быть, о проводимом анкетировании Михаил Родиков ничего не знал, потому что это письмо разослали по школам и детским садам от его имени, коварно подделав подпись, упомянутые в фильме «4-я оборона» «диверсанты Меняйло»?
Если так, то это многое объясняет. Русская весна в Крыму закончилась, Сергей Меняйло стал губернатором Севастополя, а его диверсанты остались не у дел. Но нужно же парням чем-то заниматься. Вот и развлекаются, как могут: то яму посреди дороги выкопают, то разрешение на застройку Ласпи сфабрикуют, то мусор по городу разбросают, то письма поддельные по Интернету разошлют.